5 октября в стране отмечается один из важных осенних праздников – День учителя. SPB.AIF.RU предлагает вспомнить, какие люди были наставниками будущих императоров, в руках которых была вся страна.
Петр I
Петру было 4 года, когда он лишился отца. Воспитывался до 10 лет мальчик под присмотром царя Федора Алексеевича, очень любившего своего крестника и брата. Он-то и выбрал тому в учителя подьячего Никиту Зотова, который должен был обучить юношу грамоте.
Преподавательские способности дьяка были испытаны богословом Симеоном Полоцким, и лишь после этого Зотову поручили учение маленького царевича. Главный предмет преподавания, кроме грамоты, заключался в чтении и учении Часослова, Псалтыря и Евангелия. Использовал в своей программе Зотов и так называемые «Потешнык книги с кунштами» (картинами).
Интересно, что Зотов обучал мальчика только азбуке. Откуда царь, довольно сносно знающий математику, получил азы арифметики, неизвестно.
Стоит отметить, что с раннего детства будущий царь интересовался военным делом – из расходных дворцовых книг известно, что Петру постоянно покупали на рынках игрушечные ружья и луки, барабаны и знамена. Игра в «войнушку» была любимым занятием царевича, который командовал целыми «войсками» из своих сверстников, детей придворной знати.
Кроме того, при участии дворцовых мастеров Петр Алексеевич быстро осваивал оружейное, столярное, кузнечное, часовое, типографское ремесла – все то, что станет потом страстными увлечениями будущего царя.
Николай I
Будущий монарх с детства обладал непростым характером. Педагоги обвиняли его в грубости, а друзья детства – в драчливости. Позже он с интересом изучал военное дело – артиллерию, тактику, стратегию. И вырос настоящим армейцем. Суровым, где-то даже жестким, и педантичным.
Историки сходятся во мнении, что важную роль в становлении его личности сыграло, то его воспитателем был в свое время назначен бывший директор Первого кадетского корпуса, экс-гражданский губернатор Курляндии генерал-лейтенант Матвей Иванович Ламздорф. Этот 55-летний «педагог» был сторонником физических наказаний: лично бил сыновей императора Павла I. При этом все действия – от порки розгами до ударов линейкой и ружейным шомполом - фиксировал в специальных журналах.
После убийства Павла I стратегия воспитательного процесса занялась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Правда, для мальчиков мало что изменилось: их по-прежнему пороли.
В качестве учителей для Николая и его брата Михаила были выбраны уважаемые педагоги, которые внесли немалый вклад в развитие науки и культуры. С 1803 года наставником великих князей стал Фридрих фон Аделунг, в прошлом цензор немецких книг и директор немецкого театра. В России он стал известен как Федор Павлович Аделунг, ставший видным историком.
Юридические науки и польский язык великим князьям преподавал Василий Григорьевич Кукольник, ставший впоследствии первым директором Нежинской гимназии высших наук.
Преподаванием курса политической экономии занимался Андрей Карлович Шторх, известный масон, член 21 академии и научного общества, в том числе Вольного экономического общества.
Александр II
Самый известный из учителей царской семьи – это, безусловно, Василий Жуковский. По мнению историков, именно он оказал немалое влияние на формирование личности будущего императора Александра II, который вошел в историю под эпитетом Освободитель.
Его карьера при дворе началась в 1816 году. В это время он стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Позже ему было предложено стать учителем русского языка для принцессы Шарлотты, будущей императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. А в 1823 году он занялся обучением принцессы, принадлежавшей к королевскому дому Вюртемберг, - Фридерики Шарлотты Марии. В Петербург она прибыла, чтобы сочетаться узами брака с Великим князем Михаилом Павловичем.
Когда же на престол взошел Николай I, то одним из важных «семейных» вопросов стал выбор наставников для сына императора – Александра Николаевича. Высокое доверие было оказано Василию Жуковскому. С наследником он занимался русским языком и литературой, но при этом особое внимание уделял нравственным качествам юноши, стараясь «воспитать не царя, а гражданина».
И если Александр II был всю жизнь признателен своему наставнику, то великая княгиня Александра Федоровна, которая также была ученицей Жуковского, не оценила его педагогического таланта. В своих мемуарах жена Николая I, немка по происхождению, писала, что Жуковский был замечательным поэтом, но не самым лучшим педагогом, из-за чего русский язык давался ей нелегко.
«Он был человеком слишком поэтичным, чтобы оказаться хорошим учителем, – писала императрица. – Вместо того, чтобы корпеть над изучением грамматики, какое-нибудь отдельное слово рождало идею, идея заставляла искать поэму, а поэма служила предметом для беседы; таким образом проходили уроки. Несмотря на мое страстное желание изучить русский язык, я постигала его плохо».
В 1841 году Василий Андреевич ушел в отставку в связи с совершеннолетием наследника. В этом же году 58-летний поэт решил жениться на дочери придворного художника российского императорского двора Евграфа Рейтерна – 20-летней Елизавете.
Александр III
В апреле 1865 произошла настоящая трагедия в семье Романовых: в Ницце в возрасте 21 года скончался Николай Романов, старший сын императора Александра II. Юноша, который должен был взойти на престол после своего отца, заболел менингитом, который и свел его в могилу.
После смерти Николая, его место на российском престоле предстояло занять следующему по старшинству сыну Александра II – Александру Александровичу. Поэтому его всестороннее образование фактически началось после 20 лет.
Одним из его педагогов был Константин Победоносцев, ставший в будущем главным идеологом его контрреформ. Константин Петрович был личностью неоднозначной. Он был ярким идеологом, пленявшим других логикой своих суждений. Незаурядность его ума признавали многие, но при этом некоторые считали его слишком циничным и даже опасным.
В биографической литературе, посвященной К.П. Победоносцеву, иногда высказывается мнение о том, что если бы он не отдал себя государственной деятельности, то из него получился бы выдающийся ученый.
«По уму собственно он выше, я думаю, Сперанского; но недоверие его к людям и вообще отсутствие молодой мощи наития отняло у него 1/2 добродетелей, - писал о нем Василий Васильевич Розанов в 1899 году. – Но мне он как-то мил резкостью слова, быстротой жеста, всею страстностью сухой и высокой, и гибкой фигуры».
Тем не менее, в течение почти четверти века, с 1881 по 1905 год, Победоносцев являлся самым влиятельным сановником Российской империи.
Вторым педагогом, оказавшим не малое влияние на личность будущего императора был выдающийся российский историк своего времени Сергей Михайлович Соловьев.
Николай II
Будущий российский император родился в 1868 году, когда его отцу было 23 года, а матери 20 лет.
При младенце сразу был сформирован целый штат сотрудников. До семи лет к нему были приставлены 24 человека, среди которых были две камер-юнгферы, две камер-медхен, гладильщица и два камердинера, доктор, повара, истопники, лакеи, работники «при комнате». Его няней стала англичанка мисс Орчи, а наставницей и фактически первой учительницей - Александра Оллонгрен.
В 1877 году его главным воспитателем стал Григорий Григорьевич Данилович, генерал, профессиональный военный педагог, который многие годы возглавлял аристократический Второй кадетский корпус.
Годы спустя, говоря о характере императора, многие современники высказывали мнение, что влияние Даниловича на подопечного было слишком сильным, что его подходы «изломали» личность мальчика, сделав того замкнутым и скрытным.