Тайны затонувших кораблей. Какие суда лежат на дне Балтики?

Корабли часто тонули в водах Балтики © / Commons.wikimedia.org

Поднимать на свет затонувшие суда – дело чрезвычайно затратное, хлопотное. Но подводные археологи время от времени исследуют их и извлекают из воды отдельные артефакты. SPB.AIF.RU собрал информацию о нескольких затонувших кораблях, которые, по словам специалистов, являются наиболее ценными и интересными.

   
   

Петровский «Портсмут» - 1719 г.

Линейный корабль «Портсмут», построенный 300 лет назад по чертежам Петра I, затонул под Кронштадтом. Заложен он был в 1714 году в Амстердаме и после спуска на воду вошёл в состав Балтийского флота России. Экипаж составлял 330 человек, на вооружении имелось 54 орудия.

«Портсмут» принимал участие в Северной войне и вошёл в боевую летопись своим победным участием в качестве флагманского корабля в битве с шведами в 1719 году. Эту первую победу русских кораблей в открытом море Петр назвал «добрым почином Российского флота». В память о событии была выбита медаль с надписью: «Прилежание и верность превосходят сильно».

Осенью 1719 года «Портсмут» вместе с кораблем английской постройки «Лондон» при тихой погоде и ясной видимости сел на мель близ Кронштадта. Эта мель до сих пор называется Лондонской. Скоро «Портсмут» ветром сорвало с мели, и он затонул.

Обнаружить останки легендарного корабля удалось лишь в 2008 году. Подводные археологи нашли крупный фрагмент носовой части и извлекли с глубины предметы, среди которых – пушечные ядра, наконечный абордажной пики, цепной книппель, фрагменты якоря. Сегодня найденные артефакты выставлены в музее истории Кронштадта.

Останки "Портсмута" на морском дне обнаружили лишь несколько лет назад. Фото: Музей истории Кронштадта

Шведские фрегаты – 1790 г.

Настоящим подводным городом являются шведские суда, затонувшие в 1790 году во время Выборгского морского сражения в бухте Дальней. Сейчас известны координаты трёх линейных кораблей, двух фрегатов и даже королевской яхты, на которой во время боя находился король Густав III – он успел спастись.

Выборгское морское сражение стало одним из ключевых событий Русско-шведской войны 1788–1790 годов, и одним из крупнейших морских сражений XVIII века. Результаты его определили исход борьбы за преобладание на Балтике.    
   

Шведы собирались уничтожить русские ревельскую и кронштадскую эскадры, высадить десант на побережье Финского залива и взять Санкт-Петербург. Однако в ходе Ревельского боя и Красногорского боёв шведский флот потерпел неудачу и оказался блокирован в Выборгском заливе – в ловушку попали 22 линейных корабля, 13 фрегатов, более 200 гребных судов. Русским флотом командовал адмирал Василий Чичагов.

22 июня (по старому стилю) шведы решили идти на прорыв. Часть флота вырвалась из окружения, часть погибла. Так, 64-пушечный шведский корабль «Omheten» сел на мель и затем сдался вместе со шхуной и тремя галерами. Другой 64-пушечный корабль наскочил на камни и затонул. На мель также сели сразу три шведских корабля и два фрегата, которые спустили флаги. На королевской шлюпке был сбит штандарт Густава III – сама она ушла под воду.

В ходе последующей погони были потоплены более десятка мелких судов и пленены два линейных корабля. Всего в сражении шведы потеряли 7 тысяч человек погибшими и пленными, 7 линейных кораблей, 3 фрегата и 54 других судна. Потери русского флота составили 280 человек убитыми и ранеными, ни один корабль потоплен не был.

На дне Балтики затонули десятки шведских кораблей. Фото: Commons.wikimedia.org

В 90-е годы прошлого века предпринималась попытка изучить и поднять элементы шведских кораблей на поверхность, но она окончилась неудачно. В настоящее время подводники обозначили конкретные точки нахождения 6 кораблей. Возможно, в ближайшие годы будет поднята на поверхность королевская яхта.

Фрегат «Олег» – 1869 г.

В 1869 году между островами Гогланд и Соммерс затонул 57-пушечный парусно-винтовой фрегат «Олег». Заложен он был на Кронштадской верфи в 1858 году. Спустили на воду его спустя два года. Артиллерийское вооружение, небывало мощное для своего времени, удивляло современников – 60-фунтовое орудие могло метать бомбы весом 17 килограммов на дистанцию почти двух морских миль.

«Олег» побывал во многих портах Европы, на Атлантике. Не раз ветрами его выкидывало на камни, но экипаж, к большому удивлению зарубежных специалистов, умудрялся довести корабль с разрушенным килем до доков. В 1865 году русский фрегат после заграничного похода вернулся на Балтику.

3 августа 1869 года после двухдневного упражнения в построениях при перемене фронта батарея «Кремль» и фрегат «Олег» столкнулись. «Олег» затонул через 15 минут.

Совершенный штиль, близость всех судов эскадры и распорядительность командиров дали возможность спастись на шлюпках командиру, офицерам, гардемаринам и 497 человек нижних чинов. Из большого экипажа в 545 человек погибли 16.

В 2002 году специалисты Русского географического общества обнаружили на глубине 50 метров остов корабля. Подводников поразило отличное состояние фрегата. В течение нескольких лет они обследовали весь корпус снаружи. А внутри дошли до офицерского салона и судовой церкви. Церковные ящики с утварью и восковыми свечами сохранились в неприкосновенности. Фотосъёмка позволила создать 3D-модель корабля. Поднятые предметы и часть обшивки корабля также пополнили коллекцию музея истории Кронштадта.

Кстати, с помощью гидроакустического оборудования вблизи Гогланда были обнаружены двухмачтовый разрушенный барк XIX века и парусное транспортное судно XIX века. Объекты лежат на глубине 60 и больше метров, видимость составляет меньше метра, поэтому идентифицировать суда визуально пока невозможно.