«Завещание Петра Великого». Кто придумал главную антироссийскую фальшивку

Тогда Петр был еще жив, и поэтому то, что позже называлось «Завещанием», в тот момент, скорее, могло бы называться программой действий. © / Поль Деларош / public domain

Информационная война была придумана не сегодня. На протяжении столетий различные государства и народы боролись друг с другом не только силой оружия, но и распуская о противниках самые невероятные слухи. Некоторые из этих фантазий обрели такую силу, что продолжают свое существование по сей день. 

   
   

Одной из главных антироссийских фальшивок историки по праву считают «Завещание Петра Великого», в котором царь-реформатор якобы прописал детальные планы для потомков по установлению владычества России над Европой и миром. 

Секретное послание 

Петр Первый, действительно, мыслил масштабно – благодаря российскому императору на карте нашей страны появились десятки новых городов, возникли целые отрасли промышленности, внешний облик страны изменился радикально. Столь внушительные перемены, произошедшие в какие-то несколько десятков лет, произвели огромное впечатление на всех европейских соседей России. Казалось бы, из ничего в центре Евразии вдруг возникла могущественная держава, с интересами во всех концах света. Лишь после смерти царя-реформатора в Европе смогли перевести дух – на российском престоле началась чехарда с наследованием, развитие государства затормозилось. Даже Балтийский флот благодаря созданию которого Россия вошла в число морских сверхдержав начал ветшать и приходить в негодность. Причиной столь плачевных изменений стало то, что Петр Первый не оставил никакого завещания, не определил порядок наследования, что позволило различным группам царедворцев двигать своих кандидатов на престол, вырывая друг у друга корону Российской империи. И так продолжалось, по сути, до прихода к власти Екатерины Великой, сумевшей за свое долгое царствование усмирить амбиции аристократов. Любопытно, что при этом в европейских кругах были убеждены – на самом-то деле Петр Первый оставил завещание, просто русские его скрывают от посторонних глаз. В этом документе император якобы расписал по пунктам грандиозные планы покорения Европы, и его потомки свято чтут документ, последовательно его реализуя. А все внутренние нестроения российского государства – это то ли временная задержка на этом пути, то ли и вовсе маскировка для сокрытия истинных планов восточной державы. 

Слухи о том, что у России есть соответствующий документ, бродили по европейским дворам уже с 1706 года. Понятно, что Петр был еще жив, и поэтому то, что позже называлось «Завещанием», в тот момент, скорее, могло бы называться программой действий. Про некоторые пункты, позже вошедшие в опубликованную версию документа, рассуждали православные князья на Балканах (где, кстати, к планам единоверцев распространить свое господство относились сочувственно). Оттуда слухи перетекли уже к гораздо менее симпатизирующим России полякам, и, в конце концов, добрались до Франции. Тогда же возникла и легенда о том, каким образом удалось получить доступ к этой секретнейшей бумаге. 

Шпион-трансгендер 

Согласно общепринятой версии, копию с него сделал в Петергофе французский авантюрист шевалье д’Эон. Это был крайне странный персонаж, который, пожалуй, мог бы запросто найти себе место в современном мире. То ли мужчина, то ли женщина, то ли трансгендер – по его собственным мемуарам, родился он девочкой, но семья выдавала его за мальчика и юношу ради наследства (после смерти врачи все-таки признали его мужчиной). Поэтому шевалье в зависимости от настроения и необходимости носил то мужскую, то женскую одежду, рекомендуясь либо драгунским капитаном, либо девицей де Бомон. При этом, несмотря на свое хрупкое телосложение, шевалье прекрасно фехтовал, обладал острым умом и изворотливостью и пригодился на службе у Людовика XV, выполняя самые деликатные поручения монарха. И первым заданием д’Эона как раз и стало путешествие в Россию, где он должен был втереться в доверие к дочери Петра Первого, императрице Елизавете Петровне, и расстроить намечавшийся русско-австрийский союз. В Петербург он прибыл в роли мадемуазель де Бомон, сумел подружиться с Елизаветой и даже был приглашен читать ей вслух сочинения Монтескье.

Французский агент проник во дворец и хотя основную миссию выполнить не сумел, но, по его уверениям, получил доступ к секретному архиву царской семьи, который хранился в Петергофе. Там-то он, пораженный прочитанным, и скопировал при дрожащем свете пламени абсолютно секретное «Завещание Петра Великого». 

   
   

Документ он якобы вывез в Париж, но при жизни не опубликовал – хотя и знакомил с ним интересующихся. В канун нашествия Наполеона на Россию в книгах и статьях, призванных оправдать вторжение, появился пересказ «Завещания», а полностью же текст вышел в 1836 году. С тех пор его неоднократно переиздавали и почти при любом обострении отношений с Россией на завещание ссылались, обосновывая необходимость вооруженной борьбы с русскими. 

Итак, о чем же шла речь в документе? Пересказывать целиком «Завещание» смысла нет, тем более что написано оно достаточно тяжелым языком, а для понимания некоторых пунктов нужно глубоко погрузиться в исторический контекст двухвековой давности. Вкратце же это – подробный план экспансионистских намерений России. Если верить документу, то Петр Первый завещал России брать на Западе все самое лучшее (и военачальников, и ученых), одновременно постоянно ведя войны, чтобы поддерживать армию в состоянии полной боевой готовности. Вмешиваться в дела Австрии и Германии (в том числе путем династических браков с немецкими королевскими домами), делить Польшу, теснить Турцию, захватить Босфор и Дарданеллы, установить протекторат над Персией и Индией и, выйдя флотом в Атлантику, всей своей массой обрушиться на страны Западной Европы. Выслав «свои несметные азиатские орды», Россия де-факто подчинит себе весь материк. Отправив сопротивляющихся в «сибирские пустыни» и ликвидировав «всякую возможность свержения ига». Именно таков был план Петра Первого, но поскольку он скончался раньше, чем его осуществил, то своим потомкам он завещает довести его до выполнения. 

Задумка, безусловно, грандиозная, однако даже современники сразу же усомнились в реальности «Завещания». Чтобы далеко не ходить – обращает на себя внимание язык произведения. Петр Первый был, конечно, остроумен и язвителен, но крайне сомнительно, что собственных подданных он называл бы «жадными до добычи свирепыми азиатскими ордами». Также сомнительно, что император, который трепетно относился к себе и своей власти, вдруг охарактеризовал бы свое правление над Европой как «иго». И, конечно, никуда не годилась характеристика, якобы данная Петром Первым балканским православным народам. Согласно «Завещанию», в борьбе с Турцией и Австрией Петр Первый намеревался опираться на единоверных греков, болгар и сербов, которых он в тексте почему-то называет «греко-восточными отщепенцами или схизматиками». Более того, это определение сразу же выдает истинных авторов письма – отщепенцами православных могут называть только католики, считающие, что православная церковь отделилась от истинного христианства под управлением Папы Римского. Первое научно доказанное опровержение подлинности «Завещания» было опубликовано в 1877 году. Исследование провел историк Сергей Шубинский. После него было еще много ученых, интересовавшихся документом. Все они в один голос утверждали, что «Завещание Петра Великого» – фальшивка. 

Находка для пропаганды 

Но почему же этот документ, подлинность которого была сомнительна даже для современников публикации, не канул в Лету? По мнению исследователей, у этого несколько причин. Во-первых, наивная публика, уверенная, что текст был написан Петром Первым перед смертью в 1725 году, могла спустя сто лет убедиться – план действует. Петр завещал России выйти к Балтийскому и Черному морю? Россия к ним вышла. Российским императорам заповедано брать жен и мужей в Германии? Так и происходит. Нужно было поделить Польшу? Польша – разделена. Во-вторых, документ оказался крайне удобен для того, чтобы демонизировать Россию, показывая, что наша страна всегда была опасна для Европы. И даже в те периоды времени, когда мы вроде бы сотрудничали и шли европейцам навстречу, то делали это лишь для того, чтобы при случае вновь на них напасть. Возможно, России это даже не всегда было выгодно – но раз уж сам Петр Великий завещал такое поведение своим потомкам, то делать нечего, надо выполнять. 

«Как известно, Гитлер обосновывал свое нападение на Советский Союз необходимостью защиты, и в деле пропаганды этой идеи всякое лыко годилось в строку. Во время кровопролитной битвы под Москвой в 1941 году Гитлер отдал приказ ведомству Геббельса издать статью под громким заголовком «Большевики выполняют завещание Петра Великого о мировом господстве». Любопытно, что Геббельс, как образованный человек, знал, что даже на немецком языке существуют работы, уже доказавшие: документ – фальшивка. Он пришел к фюреру с этим, указав, что подобная публикация будет вредна для пропаганды, но Гитлер заявил, что «его не интересует, что написал тот или иной профессор, когда всем очевидно, что Россия всегда стремилась напасть на Европу»», – рассказывает историк Егор Яковлев

Использовалась фальшивка и позже. В 1984 году британский генерал Джон Хеккетт в своей книге рассказал о «бесспорной преемственности основных целей русской внешней политики», заявив, что «в 1725 году царь Петр Великий вскоре после аннексии пяти персидских провинций и города Баку и незадолго до своей смерти завещал своим потомкам следующее: «Я твердо верю, что государство Российское должно установить власть над всей Европой». Да и по сей день, читая иностранную прессу, поневоле ждёшь, когда на фоне нескончаемого потока антироссийской риторики появится публикация, автор которой, рассуждая о «русских варварах», сошлется на «Завещание Петра Великого», как основополагающий документ всей российской политики последних столетий.