Примерное время чтения: 8 минут
283

Петр Первый – дантист? История о том, как царь своим подданным зубы рвал

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Аргументы и факты - Петербург 20/07/2022 Сюжет Петру I - 350 лет
Зубы подчиненных, выдранные собственноручно Петром.
Зубы подчиненных, выдранные собственноручно Петром. / Елена Данилевич / АиФ

В знаменитой Петровской Кунсткамере открылась новая выставка – «Башня знаний». Помимо интереснейшей экспозиции там представлены предметы, которые с неожиданной стороны характеризуют самого Петра. Например, выдранные зубы. Оказывается, в довершение ко всем своим умениям царь был еще и неплохим стоматологом, а также активно интересовался анатомией.

Никто никогда не видел

«Мы достали лучшее из архивов Кунсткамеры и возродили в историческом здании XVIII века дух и атмосферу Петровского времени, – рассказал директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Андрей Головнев. – На первом этаже башни представлены экспонаты из ранних коллекций, а главными героями выступают выдающиеся деятели зарождавшейся в XVIII веке российской науки, начиная с самого Петра. В галерее второго этажа разместились предметы из коллекций, собранных во время первых академических экспедиций и первых российских кругосветных путешествий».

По словам академика Головнева, Петр Великий создавал Кунсткамеру как музей-энциклопедию, в котором соединены начала всех наук, от астрономии (знаменитый Готторпский глобус) и анатомии (Анатомический театр с коллекцией Рюйша) до истории самопознания России. Пристрастие к науке было частью интеллектуальной политики Петра I, и в этом смысле Кунсткамера – памятник самой успешной российской модернизации, академический музей, которому дивилась вся Европа.

Пристрастие к науке было частью интеллектуальной политики Петра I.
Пристрастие к науке было частью интеллектуальной политики Петра I. Фото: официальный сайт Кунсткамеры

Увиденное действительно впечатляет, а новейшие технологии, средства мультимедиа позволяют еще больше погрузиться в глубину веков. Организаторы сразу предлагают посетителям войти в Teatrum mundi, «Театр мира», когда «вся Вселенная – в одном пространстве». Здесь можно посмотреть на «Минералы», «Раритеты», «Инструменты» и «Анатомию» в ее порой жесткой реальности. Есть и по-настоящему уникальные экспонаты.

«В экспозицию вошли предметы, которые никто никогда не видел – только посетители XVIII века, – подтвердила главный хранитель фондов МАЭ РАН Наталья Копанева. – В их числе – медное ядро, присланное Петром Первым из Персидского похода, которое поступило в фонды Кунсткамеры в 1723 году. Раритетом является и бутылка с порохом. Она стала трофеем при осаде шведским войском Тихвинского монастыря в 1613 году и была отправлена в музей как свидетельство русской победы».

Заставляет остановиться и стенд, где представлены реплика гипсовой посмертной маски Петра Первого и посмертная гипсовая маска шведского короля Карла XII. Два императора много лет были непримиримыми противниками, не раз встречались на поле боя. Карл на первых порах успешно вел Северную войну и на волне удачи двинулся на Россию, не скрывая, что хочет сделать ее колонией Швеции. Однако Петр положил конец этим авантюрным планам, полностью разгромив Карла под Полтавой.

«В маске есть след от пули, от которой Карл погиб (в 1718 г. был убит шальной пулей при осаде крепости Фредриксхальд в Норвегии. – Прим. ред.). – Насколько мне известно, слепков с маски Карла XII всего три: в Швеции, в Британском музее и у нас», – отметила Копанева.

Умело выдирал зубы

Особый интерес вызывает и раздел «Анатомия». Невозможно спокойно пройти мимо огромного человеческого скелета. Оказывается, у необычного экспоната трогательная, берущая за душу история. Это был живший во Франции великан – Николя Буржуа ростом 2 метра 27 см. Петр Первый, который сам был немаленьким, встретил его во время визита в эту страну и поразился такой высоте.

В итоге царь уговорил француза приехать в Петербург, сделал его своим выездным лакеем.

А через несколько лет подобрал и жену, чухонку из Лифляндии, которая, по некоторым свидетельствам, была еще выше. В 1724 году Николай Буржуа умер. Местные умельцы изготовили манекен, имитирующий фигуру великана, а его скелет в просветительских и научных целях был передан в Кунсткамеру. Та же участь постигла и супругу.

Но Петр не только быстро принимал решения, но и сам их исполнял. Еще об одном умении царя рассказывает витрина, где в несколько рядов выставлены больные зубы, которые Петр выдирал у своих подчиненных.

«В целом у Петра сформировалось правильное отношение к здоровью, – философски рассуждает Андрей Головнев. – У него была тяга к медицине и особенно хирургии. Представьте, что было, если бы империю создавали люди, которых мучает зубная боль. Поэтому если это случалось, он брался за проблему быстро и кардинально. Улыбки его единомышленников должны были быть здоровыми. Мало того, царь активно, говоря современным языком, пропагандировал свою диету. А это натуральные, простые продукты, обязательно квас – никаких излишеств».

Инструменты Петра.
Инструменты Петра. Фото: АиФ/ Елена Данилевич

Причем дантистом Петр был довольно умелым. Это подтверждают инструменты, которыми он пользовался. Некоторые из них выглядят очень профессионально, что отмечают даже современные врачи.

А разборные модели глаза и уха? Они сделаны из слоновой кости и просто поражают точностью и тонкостью работы. По ним царь изучал строение этих органов, и сегодня, как утверждают специалисты, пособия вполне пригодны для студентов-медиков XXI века.

Сам Петр держал в руках

Вообще на выставке много вещей, которые мог держать в руках сам реформатор. Например, механические игрушки, которые покупались для его детей. Или толстая ветка сосны, полукругом вросшая в ствол. По преданию, Петр как раз выбирал место под Кунсткамеру и увидел на берегу Невы необычное дерево. Игра природы так впечатлила царя, что он приказал срубить сосну, а на этом месте заложить нынешний знаменитый музей.

Рассказывает экспозиция и о сподвижниках Петра, в частности – Иоганне Шумахере. Именно его в 1721 году Петр отправил за границу, поручив пригласить в Россию видных зарубежных ученых. В Кунсткамере он был и обербиблиотекарем, и смотрителем, и секретарем канцелярии Академии наук. На выставке воссоздан его кабинет, представлены и личные вещи.

Также одна из самых ярких на выставке – китайская коллекция. Уже при Петре в Кунсткамере было немало вещей из Поднебесной, но большинство сгорели в страшном пожаре 1747 года. В итоге в дальнейшем по крупицам все пришлось собирать фактически заново. Тем ценнее вещи, дошедшие до наших дней. Например, изящная перламутровая ложка, которая поступила в Кунсткамеру во второй четверти XVIII века в составе коллекции Якова Вилимовича Брюса, одного из ближайших сподвижников Петра I.

«Бытовая вещь, но сделана из дорогих материалов: костяная ручка, перламутровая чашечка. Меня заинтересовало, что ручка окрашена в красный цвет. Возник вопрос: какой пигмент использовали? – поделилась размышлениями заведующая Лабораторией реставрации и консервации МАЭ РАН Ольга Жмур. – Ответить помог рентгено-флуоресцентный анализ – неразрушающий метод исследования, для которого не нужны пробы. Портативный аппарат РФА снимает спектры и анализирует материалы. Для этой работы с будущими экспонатами «Петровской Кунсткамеры» мы пригласили заведующего отделом технологических исследований Государственного Русского музея Сергея Владимировича Сиро».

Исследователи выяснили, что краситель создан на основе растительного сырья. Правда, определить, какое именно растение послужило базой для пигмента, специалистам пока так и не удалось. Но главное, что, узнав необходимые данные, реставраторы выбрали для перламутровой ложки самые деликатные способы чистки, что помогло сохранить цвет ее тонкой костяной ручки.

Изюминкой коллекции являются и три китайские курильницы.

«Одна в форме оленя и две зеркальные по отношению друг к другу – в форме мифических существ цилиней, – сообщила Ольга Жмур. – В Петербург эти предметы попали в середине XVIII века после поездки в Китай лекаря Франца Луки Елачича. Одной из задач ученого было именно собирание предметов для восстановления коллекции Кунсткамеры по традиционной культуре и быту Китая».

Сейчас бронзовые курильницы отреставрированы в первозданном виде, и ими, как и другими редкими предметами, могут любоваться все посетители выставки, открытой в башне Кунсткамеры.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах