Вечером 22 октября на подстанции "Ленэнерго" вспыхнул сильнейший пожар. Вот и не верь после этого в приметы: подстанция носит номер 13, находится на 13-й линии Васильевского острова, а тушили пожар из 13 стволов. К счастью, никто не погиб. Электроэнергию, без которой осталось более полусотни близлежащих домов, восстановили через два дня, а пострадавшим материально "Ленэнерго" сразу же пообещало возместить весь ущерб и капитально отремонтировать квартиры. Но речь здесь пойдет не о суеверии и даже не о самом пожаре, а о мародерстве - о том, с чем сталкиваются многие пострадавшие после обвалов или пожаров люди.
Мародеры-видеоманы
На следующее утро жильцы, переночевавшие в гостиницах, пришли пораньше. Боялись мародеров, несмотря на то что вокруг горевшего дома были выставлены оцепления. И как выяснилось, боялись не зря. Вот рассказ хозяина одной из квартир.
"Когда мы вернулись домой, обнаружили, что из комнаты исчезли видеомагнитофон и телевизор. Сначала подумали, техника наша сгорела. Но ведь должно было хоть что-нибудь от нее остаться! Ничего не осталось. Унесли. Из ста пятидесяти видеокассет, которые у нас были, на полу валялось штук пятнадцать. Наверное, не стали брать те фильмы, которые не нравятся. А потом мы заметили, что унесли и столовое серебро - ложки, вилки: То, что забрали ценные вещи, это понятно. Но одно до сих никак не укладывается у меня в голове. Лежал блок сигарет, нетронутый. Когда мы вернулись, увидели, что от него осталась одна целлофановая обертка! Несгоревшая, она лежала на том же самом месте, где были сигареты".
Ничего не изменится?
Несколько месяцев назад мы писали о последствиях пожара на Большой Разночинной улице, унесшего одиннадцать человеческих жизней. Погорельцы тогда утверждали, что в квартирах на первом и втором этажах из уцелевшей мебели исчезли деньги и ювелирные изделия. В дни трагедии по телевидению говорилось о бомжах, ринувшихся на развалины дома, и о правоохранительных органах, с трудом их сдерживающих. Жильцы сгоревшего дома слушали это и смеялись: "Какие там бомжи! Мародерствовали пожарные и милиция:"
Одна из жительниц дома через два дня после пожара видела своими собственными глазами следующее. Эта история, больше походящая на анекдот, увы, правда. Из двух подъездов сгоревшего дома спускаются милиционеры. "Ну что там у тебя?" - спрашивает один. "Да вот, плейер", - отвечает другой. "Да ты что, - рассмеялся "страж порядка". - Он тыщу рублей стоит, это несерьезно, давай лучше ищи:"
После той публикации мы рассчитывали на отклик со стороны правоохранительных органов. Ждали либо их возмущения, негодования, либо, наоборот, - проверки фактов мародерства. Но, к нашему удивлению, никакой реакции не последовало. К тому же никто из погорельцев не обратился в суд, что неудивительно. Судиться с милицией - дело не только бесперспективное, но и опасное. И все-таки когда о твоем ведомстве идет слава мародеров, можно было бы и отреагировать.
Кто воровал на этот раз, неизвестно. Жильцы дома по 13-й линии сомневаются, что милиция. У одного из них, пришедшего за несколько часов до того, как хозяев начали пускать в их квартиры, есть версия, что дело в элементарной халатности людей в форме - он обнаружил, что черный ход в подъезд никто из милиционеров не охраняет. Сами вынесли или просто недоглядели (хотя проскользнуть из квартиры на улицу с телевизором, видеомагнитофоном и грудой видеокассет незамеченными вряд ли можно было так просто) - в любом случае вина за мародерство ложится на правоохранительные органы.
Обворованный хозяин квартиры на вопрос, будет ли он жаловаться, посмотрел на меня с удивлением и едва не покрутил пальцем у виска. И его хорошо можно понять. Нужна ему эта морока: Что ж, опять нет жалоб, а нет жалоб - нет и "проверки фактов". Все будет по-старому?
Помощь начальника
Рассказывая о пожаре, нам захотелось разбавить эту безрадостную картину ложкой меда и рассказать одну историю, которая произошла все с тем же хозяином квартиры. На первый взгляд ничего удивительного в ней нет. Просто чиновник высокого уровня повел себя благородно и порядочно. Весьма символично, что этот поступок человека в форме жильцы дома восприняли как нечто из ряда вон выходящее.
"У меня жена больна диабетом. Принимает таблетки, строго по часам. Далеко не во всех аптеках есть это лекарство. Когда начался пожар, я побежал за ним в горящую квартиру, но меня, естественно, остановили. Рядом дежурили бригады медпомощи, я обратился к ним. Хорошо, говорят, давайте мы сделаем вашей жене укол. Но ей не нужны уколы! Они сказали, чем собираются колоть, я ответил, что врачи не рекомендовали ей этот препарат. Ну, говорят, тогда ничем помочь не можем. Это услышал находящийся рядом начальник питерского МЧС Виктор Сафьянов. Он уточнил у меня, какие именно таблетки нужны. Не знаю, как ему это удалось, но через двадцать минут Виктор Викторович вручил мне необходимое лекарство".
Кстати
Дыма без огня не бывает...
Специалисты социологического отдела информационной группы "Кросс-Медиа" решили найти ответ на вечные вопросы: КТО ВИНОВАТ? и ЧТО ДЕЛАТЬ? Для этого они вышли на пострадавшую 13-ю линию и провели свой опрос.
55 % граждан, опрошенных непосредственно на Васильевском острове, главным виновником считают генерального директора ОАО "Ленэнерго" А. Лихачева. Губернатор, далекий от народа, видится виновным каждому десятому, а Комитет по содержанию жилищного фонда в лице г-на Хренова виновен по мнению 7,3 % горожан (хотя не совсем понятно, какое отношение данная структура имеет к событию). На полное отсутствие чьей-либо вины указали 8,7 % опрошенных. Каждый двадцатый усматривает чисто технические проблемы. Наиболее бдительные граждане, а их около 5 %, точно знают, кто виноват: Горбачев, Ельцин, Чубайс и Литейный, 4.