Город готовится к приему гостей. Говорят, в юбилейный год их будет так много, что даже селить некуда. Есть планы приспособить лайнеры "Виссарион Белинский" и "Кронштадт" под плавучие гостиницы. А вот как многочисленные гости будут в северной столице ориентироваться, вопрос вопросов. Сегодня без гида-проводника приезжему человеку по Питеру ни пройти, ни проехать.
Информационный вакуум
В Праге местные операторы сотовой связи предложили своим клиентам бесплатный сервис. На экране мобильника постоянно высвечивается название части города, в которой находится его владелец: "Прага 2", "Ново место", "Аэропорт" и так далее. У туристов услуга пользуется большим успехом. Питеру до Праги далеко. В нашем городе катастрофически не хватает даже элементарных указателей, информационных дорожных знаков, табличек и так далее. Всего того, что должно помочь человеку не заплутать в огромном городе, найти нужную улицу или дом. В этом году, готовясь к переписи населения, Комитет по содержанию жилищного фонда обновил 9 тысяч номерных знаков на домах. Но до сих пор, особенно в новостройках, сплошь и рядом можно видеть, как на одном доме висят сразу три знака и еще краской номер нарисован, а на соседнем ни одного.
А что делается в Питере с табличками маршрутов общественного транспорта? Едет по Невскому троллейбус. В окне номер маршрута - 5. Нарисован фломастером на картоне. И ни слова больше. Куда он едет, по каким улицам, где конечная остановка, даже коренной петербуржец не всегда знает.
Одно время в вагонах метро над дверьми размещалась схема линии. Для человека, впервые оказавшегося в питерской подземке, информация не лишняя. Но очень скоро ее вытеснила реклама. Не пропадать же даром самому ходовому месту:
Каждому туристу по проводнику?
В историческом центре Лондона на набережной Темзы через каждые сто метров стоят небольшие металлические плиты. На них художественно изображена панорама противоположного берега. Со всеми зданиями, их названиями и даже годом постройки. Вдруг заезжий чужестранец понятия не имеет о том, как выглядит "Биг Бен". В Питере даже стендов с картой ближайшего района и пометкой "Вы находитесь здесь" в местах притяжения туристов пока нет. Вернее, были, но провисели недолго. Их заменила все та же вездесущая реклама.
От Сенной до Исаакиевской площади пять минут ходу. Но один мой знакомый немец рассказывал, что кружил там добрых сорок минут. И куда его только не посылали за это время на ломаном английском петербургские прохожие! Отчаявшись, он решил купить путеводитель. Но в газетных киосках их, увы, не продают. Так бы и заблудился мой приятель в чреве Петербурга, если б не нашлась, наконец, добрая душа и не отвела его прямо к площади. Всего за 10 баксов.
Кругами по центру
Туристам на колесах приходится еще хуже. В Дирекции по организации дорожного движения утверждают, что указателями дорожной информации город обеспечен всего на 30%. "Даже там, где ведется капитальный ремонт улиц или строительство новых дорожных объектов, установка информационных знаков проектом не предусмотрена, - говорит ее директор Сергей Саблин. - К сожалению, сегодня иногородний автомобилист брошен на произвол судьбы. Ведь одной карты недостаточно: тут пробка, там "кирпич" висит, здесь ремонт дороги. Поворот проскочил - и начинает водитель нарезать круги по городу.
Мы занимаемся этой проблемой, но к юбилею решить ее невозможно.
В этом году мы обновим дорожные и установим недостающие информационные знаки на Невском проспекте. На Лиговском поставим четыре табло с переменной информацией о состоянии дорожного движения, плотности потока, вариантах объезда. В принципе информация о загруженности дорог должна быть на всех узловых перекрестках. Но чтобы эта система эффективно работала, прежде требуется построить Центр управления дорожным движением. Но у нас даже проекта пока нет".