52

Картонная страна

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46 13/11/2002

Любой дом в городе можно было взять и осторожно перенести, например, поближе к Адмиралтейству или Петропавловке. Город с широкими ровными проспектами, черно-белыми полосатыми будками, шлагбаумами, заборами и солдатиками с ружьями наперевес напоминали детскую игру.

Огромный макет Петербурга XVIII века размером 3,5 на 4 метра был специально создан макетчиками из Театральной академии по эскизам художника Александра Загоскина и декоратора Леонида Карпова для съемок фильма Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел".

Когда-то подобный макет стоял в тайном кабинете императора, и Павел перекрашивал дома, ставил заборы, определял порядок улиц, расчищал площади для казарм, а потом, полюбовавшись на все это, издавал свои многочисленные приказы и распоряжения.

Как утверждают историки, в силу обстоятельств своей не очень счастливой, изолированной жизни, Павел I с детства увлекался созданием собственного игрушечного мирка: вырезал картонные фигурки, делал макеты, клеил домики. Он любил все мелкое, подобное крупному. А потом, получив власть над гигантской империей, и распоряжался ею, как маленькой игрушечной страной:

"В этом макете нашло отражение стремление Павла к порядку, прямым линиям, к единообразию во всем, - говорит режиссер картины Виталий Мельников. - Но мы не стремились буквально, с точностью воспроизвести Петербург XVIII века. Тем более что в нем не было такого уж порядка. Он был скорее недостроенным и контрастным: рядом с казармами допетровских времен стояли роскошные дворцы, а по вечерам за стенами Александро-Невской лавры бродили волки: У нас была другая задача - создать художественный образ. Поскольку Павел неадекватно воспринимал и самого себя, и действительность, - его картонный город - не обычный архитектурный макет. Здесь странные сочетания предметов, разные фигурки людей: одна - почти с дом, другая маленькая. Происходящее же во время съемок должно только усилить эту странность и сюр".

Один из ключевых эпизодов фильма - когда бунтовщики собираются вместе в кабинете императора и заговор превращается в кутеж с бутылками и жареными курицами прямо на огромном макете. Офицеры освобождают место для бокалов, отодвигая в сторону картонные домики и нарушая милый сердцу Павла порядок:

После съемок макет станет одним из первых экспонатов возрожденного музея "Ленфильма". Старожилы говорят, что когда-то там была, например, 7-метровая "Аврора", у которой открывались окошечки и крутились пушки. Но прежде чем он займет там свое место, художнику картины Александру Загоскину придется немало потрудиться, чтобы восстановить прежний порядок и аккуратно построить солдатиков, расставив по местам картонные домики и шлагбаумы.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах