Театралы знают, как много должно совпасть, чтобы получился хороший спектакль: пьеса, постановщик, художник, музыка, артисты, наконец время на дворе: А уж о создании нового театра, тем более антрепризного, говорить вообще не приходится.
Сегодняшний синоним антрепризы - "чес", означающий звездные имена в плохо поставленной дешевой пьесе и дорогие билеты на спектакли.
Но тут случай прямо противоположный. Дело в том, что в "Вальсе одиноких" нет звезд, но есть талантливые питерские актеры: Валерий Кухарешин, Сергей Барковский и Татьяна Кузнецова. Автор пьесы Семен Злотников - один из лучших современных драматургов. А режиссер и создатель театра "ХХI" Геннадий Мушкет шел к этому своему детищу всю сознательную жизнь.
Почти все его начинания и вызывающие творческие эксперименты, по сути, сошлись в этом проекте. Проще говоря, режиссер Мушкет начался с драматургии изгнанного когда-то из страны Злотникова.
В застойном 1979 году на Малой сцене Театра комедии он ухитрился поставить "Сцену у фонтана" - антрепризный спектакль по запрещенной пьесе этого автора. Естественно, нонсенс, ставший сценическим фактом, быстренько прикрыли.
Но молодой режиссер и не думал униматься. Он взял и создал (единственный в Советском Союзе) Театр эсперанто, в котором все спектакли игрались на международном языке. Объездил полмира с фольклорными сказками, политическими интермедиями и шекспировским "Гамлетом". А когда идея себя исчерпала, основал Театр одного автора, где ставил пьесы своего любимого драматурга, как нетрудно догадаться, Семена Злотникова. Когда по не зависящим от режиссера причинам накрылась и эта идея, он придумал Ночной театр, в котором "Номер в гостинице" начинался после 10 вечера, а зрители добывали билеты с раннего утра. Ажиотаж провоцировался тем, что одна из актрис в спектакле раздевалась донага, а для питерского театра доперестроечной поры это было весьма смело.
Потом он поставил "Лолиту" Набокова. От пьесы, написанной Олби, отказывались все. Мушкет не отказался - просто сократил ее, соединив с романом, и сделал интересный спектакль в Театре на Литейном.
Если к этому добавить ряд постановок в провинциальных театрах и еще несколько экспериментов, в числе которых и питерский Домашний театр в Доме Кочневой, то станет ясно, что Мушкет так долго и разнообразно "заряжался" вовсе не для того, чтобы оказаться "холостым" режиссером-постановщиком.
И Мушкет "выстрелил", уже после продолжительного творческого кризиса, когда желание никогда больше не заниматься театром он и сам стал считать абсолютно искренним.
Надо ли говорить, что опять помог Злотников? Встреча режиссера с драматургом вновь вернула все на круги своя. Эти круги и есть новая пьеса "Вальс одиноких" театра "ХХI".
Сам режиссер об этом говорит буквально следующее: "Это только начало. Скоро появится театр "ХХII", где я поставлю 22-ю по счету пьесу Семена Злотникова. Кстати, первые страницы этой пьесы я уже получил:"