Примерное время чтения: 7 минут
123

Счастливые люди к власти не рвутся

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16 18/04/2001

В советское время не было человека, который бы не знал, что 22 апреля - день рождения Ленина. Зато почти тайной было, что 20-го - Гитлера. Помню, в школе один из одноклассников сообщал эту информацию шепотом. Сейчас людей в общем-то мало интересуют эти даты. Астрологам они не дают почвы для глубокомысленных выводов, будто для диктаторов существует общий знак зодиака, потому что Гитлер - Овен, Ленин - Телец. "Телец" - так назвал свой последний фильм Александр Сокуров.

Режиссера интересует тема человека у власти. Гитлеру Сокуров посвятил предыдущий фильм "Молох". Исполнитель главных ролей один и тот же - петербургский артист Леонид Мозговой. У него самого в эти дни юбилей, 17 апреля исполнилось 60 лет. Ну а подарком можно считать, что "Телец" будет представлять Россию в конкурсе самого престижного в мире Каннского фестиваля, на который Мозговой тоже приглашен.

Сокуров-Чехов

- Моя работа у Сокурова началась все-таки не с Гитлера и Ленина, а с Чехова в картине "Камень", - рассказывает актер. - Это было почти десять лет назад. Мне сказали, что режиссер ищет исполнителя главной роли, я пришел, и мы проговорили два часа. Но уже через пять минут по взгляду Сокурова понял, что он меня берет. Между прочим, я тогда признался, что, хотя в моем дипломе и написано "актер драмы и кино", сниматься не умею. А он отвечал: "А я не знаю, что снимаю, это не кино". Так я получил свою первую роль.

- На Чехова вы, пожалуй, похожи, а вот на Ленина и Гитлера...

- Да и на Чехова не похож, это все сокуровские штучки. Мне, кстати, тогда пришлось похудеть на 13 килограммов.

- У Сокурова не забалуешь!

- Все его боятся, но за десять лет общения я не только грубого слова на площадке не слышал - голоса повышенного. Не забалуешь потому, что он ставит для актера задачи мирового уровня. Кроме того что он режиссер великий, это великий человек - философ, историк. Я старше его на 10 лет, а иногда мне кажется, что моложе. О нем все актеры говорят с восторгом. А как иначе, если тебя любят, а не обзывают и интриги не плетут.

Не знаю, что у него внутри - наверное, ад, потому что ставит себе адские задачи, сам себя грызет. Если что-то не получается, всегда сердится не на кого-то, а на себя.

Гитлер-Ленин

- Чехова, наверное, легче было играть, все-таки гений добра. А вот как с Гитлером? Забыть, что злодей, и по-актерски "полюбить" как родного?

- Не любить, но перевоплотиться так, чтобы самого артиста Мозгового не было. Мой педагог в театральном институте Борис Вольфович Зон говорил: "Надо идти от себя, но как можно дальше".

Что мне больше всего отрадно в этих ролях - на себя не похож. Еще гримеры, конечно, постарались. Но, кстати, с Гитлером грим был не такой уж сложный, управлялись часа за два, а вот Ленин требовал не менее шести.

Меня побрили налысо, лишили бороды и усов, по моему лицу вылепили гипсовую маску, а по ней изготовили тончайшую резиновую, которую и надевали. На резину клеили усы, бороду, волосы. Кстати, Ленин был огненно-рыжий, в веснушках - это очень много актерскому воображению дает! - я боролся за каждую веснушку. Глаза у Ленина были карие, а у меня голубые, - применяли линзы.

- Зато к Ленину, наверное, легче было готовиться, чем к Гитлеру, из-за обилия материалов?

- Да, хотя режиссер просил старых картин не смотреть, только хронику и фотографии. Я перечитал все воспоминания, но ранние, не рецензированные в 1937 году. Кое-что из найденного вошло в фильм, Сокуров ценит актерские импровизации. Так, по воспоминаниям Крупской, в Париже Ленин как-то спорил с одним меньшевиком, и когда тот собирался уйти, схватил его за пуговицу, не отпуская. Я взял это в сцену со Сталиным - в Горках из членов Политбюро Ильича только Сталин и навещал. В сцене этот жест помог выразить одиночество человека.

Ленина мне было играть мучительно, гораздо труднее, чем Гитлера, отношение к которому русского человека можно выразить однозначно - ненависть. А с Лениным была связана вся жизнь, начиная с октябрятской звездочки. Но Сокуров в фильме отбросил политику, взял человека больного, несчастного - действие ведь разворачивается в предпоследний год жизни. Режиссер решил показать трагедию человека прежде всего. Я вдруг, когда смотрел фильм, почувствовал к Ленину такое сострадание, что сердце защемило. Во время съемок этого не испытывал.

Актер Мозговой

- После того как вы попали к замечательному режиссеру и сыграли такие значительные роли, верите ли в судьбу?

- Пожалуй, да. Вот еще какое совпадение: моя актерская специализация - чтец, занимался русской литературой, у меня 15 моноспектаклей, лауреат конкурсов. Так вот на литературе мы с Сокуровым еще в первую нашу встречу и сошлись, он считает ее главной своей базой, и кино снимает для тех, кто читает, слушает музыку, смотрит живопись.

- А как вы стали актером?

- В школе всегда занимался самодеятельностью, но испугался театрального и пошел в летное училище. Год проучился (и все время занимался в самодеятельности), даже летать начал, но инструктор мне сказал: "Как ты любишь свою сцену, так надо любить самолет". Он помог сделать выбор. В театральный только с третьего раза поступил, до этого еще успел и слесарем поработать, и в вузе физику поучить.

Учился, как я уже говорил, у такого великого мастера, как Зон, на одном курсе с Додиным, Теняковой, Антоновой: По окончании пришлось идти в Музкомедию, потому что я ведь не ленинградец и не было жилплощади. Жизнь - это компромисс. Ольга Антонова, которая пробовалась в Театр комедии к Акимову, попросила ей подыграть. Акимов мной заинтересовался, но я сообщил, что уже подписал договор с Музкомедией. Он грустно так посмотрел: "Это же интеллектуальная смерть, получите квартиру - приходите". С Комедией не сложилось, но я доволен своей работой в "Ленконцерте", да и вообще актерской судьбой.

- Вы такой же целеустремленный, как ваши киногерои!

- Может, в этом и похож, но цели у нас разные. Кстати, ученые, изучая феномены диктаторов, пришли к выводу, что только десять процентов людей способны быть у власти. Если сложатся условия, конечно. А я, когда был в Германии, в горном замке Гитлера, где мы снимали натуру, думал: "И зачем он полез завоевывать мир, вот райское место!" Согласен с Сокуровым, что счастливые люди к власти не рвутся.

- А что в этом замечательном замке сейчас?

- Ресторан. По горному серпантину нужно подъехать на машине, потом пройти в толще скалы по влажному тоннелю и подняться в золоченом лифте, рассчитанном на 46 человек. Музея там нет.

Часть "Тельца" мы тоже снимали в подлинных местах - в Горках, вот там музей сохранился, только посещает его совсем мало народу. Места сказочные, заповедник нетронут, но вокруг уже возвышаются пятиэтажные замки новых русских.

- В Москве и Питере фильм "Телец" уже шел. Критики оценивают высоко, а слышали ли вы отзывы зрителей?

- Некоторые возмущаются, зачем Ленина показывают больного, немощного, это непривычно, кажется оскорбительным. Но особенно-то плохого никто в глаза не говорит. Более того, эпитеты подбирают такие возвышенные, что мне неудобно даже слушать. В Москве по любому поводу сразу - гениально. Я в это не верю.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах