Практика антикризисного управления в России существует с 1994 года. В те времена эту профессию мог получить практически любой человек, закончивший курсы арбитражных управляющих, дающие право работать с компаниями, испытывающими финансовый кризис. Часто бывало, что арбитражными управляющими становились случайные люди, весь смысл действий которых сводился к быстрой распродаже имущества предприятия в пользу части кредиторов. В результате сотни предприятий, в числе которых были и уникальные производственные комплексы, просто перестали существовать.
Система антикризисного управления - это такой же бизнес, как, скажем, аудит или оказание юридических услуг. В середине 90-х развитие этого рынка шло стихийно: он был, как это принято говорить, "диким" и практически неуправляемым. Приходя на предприятие, арбитражный управляющий руководствовался простейшей целью - удовлетворить требования части кредиторов. Именно тогда профессия антикризисного управляющего получила обидную кличку "могильщик". Коренные изменения к лучшему начались в 1998 году, когда вступила в силу новая редакция Закона "О банкротстве". Кроме того, в 1999 году была введена система контроля за профессиональной деятельностью арбитражных управляющих (надзорное производство). Практическое осуществление надзора за людьми, призванными оздоровить финансовое состояние производства, служба делегировала Российской гильдии профессиональных антикризисных управляющих (НП РГПАУ) с филиалами во всех регионах страны, которая, по замыслу ее создателей, должна помочь сделать этот рынок цивилизованным.
"Сегодня в России зарегистрированы 17000 арбитражных управляющих. Около 10000 из них активно работают. Это означает, что судьба 10000 предприятий по всей стране ежедневно зависит от людей, профессиональная подготовка которых должна соответствовать требованиям работы в кризисных условиях", - поясняет директор Северо-Западного филиала НП РГПАУ, глава Фонда содействия финансовому оздоровлению предприятий Северо-Запада Борис Панфилов.
Естественно, возникает вопрос: а требуется ли такое количество лицензированных специалистов? Ведь избыток профессионалов в любой отрасли отнюдь не означает, что все они работают одинаково качественно. В то же время государственные органы физически не могут уследить за всеми и каждым. И кажется вполне естественным, что эти функции на местах смогут выполнять филиалы Гильдии - профессиональной организации, заинтересованной в стабильно высоком уровне квалификации своих членов, в том числе Фонда содействия финансовому оздоровлению предприятий Северо-Запада.
Северо-Запад, как один из высокоразвитых промышленных регионов, нуждается в высококвалифицированных антикризисных управляющих. Результаты их трудов вряд ли известны каждому, однако именно их усилиями были выведены из кризиса десятки крупных предприятий. В их числе Неманский ЦБК и ОАО ПСЗ "Янтарь" в Калининградской области, ОАО "Жарковский док" - в Тверской, Выборгский и Сясьский ЦБК в Ленинградской области, ОАО "Ленинградский металлический завод" в Санкт-Петербурге. Во многом благодаря четкой работе одного из арбитражных управляющих было достигнуто мировое соглашение, спасшее от банкротства одно из старейших петербургских предприятий - обувную фабрику "Скороход". На пути к мировому соглашению - ОАО "Кулон" и фортепианная фабрика "Беккер".
Однако вышеперечисленные удачные примеры внешнего управления не означают, что весь корпус антикризисных управляющих не нуждается в постоянном внимании и контроле. И отнюдь не каждый получает право заниматься этим нелегким трудом. "Сегодня в наши обязанности входят проведение экспертизы квалификации арбитражных управляющих, работающих в регионе, а также проблемы обучения и тестирования кандидатов, - рассказывает Борис Панфилов. - Таким образом, мы получаем возможность отсекать не только слабо подготовленных кандидатов, но и "делегатов" от криминальных структур. Последнее кажется нам особенно важным: вывод предприятий из кризиса - проблема чрезвычайно тонкая, в ней почти всегда замешаны серьезные финансовые интересы многих участников, поэтому намерения и репутация антикризисного управляющего должны быть безупречны.
Фонд стремится отрегулировать антикризисный рынок, то есть создать на Северо-Западе такую систему общественного объединения, которая замыкала бы на себя широкий круг вопросов - от организации юридических и экономических условий для взаимопомощи антикризисных управляющих до контроля за их деятельностью.
Сегодня мы сформировали первую "обойму" профессиональных специализированных фирм аудиторов, юристов, экономистов, которые на практике получили опыт работы. Естественно, мы рекомендуем эти компании нашим управляющим, назначаемым на предприятия. Во-первых, мы создаем возможности для целенаправленного выбора вспомогательных компаний. Во-вторых, мы ограждаем члена фонда от ошибок, которые он неминуемо совершит в одиночку, работая сразу и с минимизацией кредиторской задолженности, и с дебиторами, и с инвентаризацией имущественного комплекса. Еще раз оговорюсь: задача современного антикризисного управляющего - определить баланс интересов между конфликтующими сторонами и обеспечить компромисс, то есть изыскивать пути для возвращения предприятия на рынок - собрать то, что осталось от предприятия, и постепенно превратить его в промышленный комплекс, способный работать и приносить доход, сохраняя и приумножая новые рабочие места".