66

Малый бизнес пойдет на три буквы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50 15/12/2004

Смольный предлагает малым и средним предприятиям "переселяться". Все равно в торговле в ближайшие годы ожидается засилье сетевых магазинов. А город заинтересован в том, чтобы предприимчивые люди со своими фирмами и капиталами как можно скорее создали конкуренцию в сфере ЖКХ.

Меньше примитива

После развала СССР и разрушения системы централизованных поставок "челноки" и "ларечники", можно сказать, одели и накормили Петербург. И сегодня до 50% малых предприятий Питера так или иначе связаны с торгово-посредническими услугами. Москва имеет похожий показатель благодаря высокой покупательной способности населения. А северную столицу к операциям типа "купи - продай" дополнительно подталкивали порт и близкая финская граница (на протяжении 10 лет - единственная сухопутная граница России со странами ЕС).

Однако "челночно-ларечная" стадия в экономике недолговечна. Современная экономическая наука считает этот бизнес примитивным и относит его к периоду так называемого неорганизованного рынка, когда в стране перепродается ввезенный на полулегальной основе импорт. Еще в апреле 2003-го наш земляк, спикер СФ Сергей Миронов в монографии "Малый бизнес России" отметил: "Пик развития малых магазинов и кафе в крупных городах уже пройден. Все большее место занимают универсамы, универмаги и рестораны, входящие в состав российских и международных сетей".

Так что в сделанном полтора года спустя (конец ноября 2004-го) заявлении Владимира Бланка не было ничего оригинального. Открывая II Форум малого и среднего предпринимательства России, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли сказал, что питерскому малому бизнесу пора менять приоритеты и уходить из торговли. Новым было разве что указанное им направление "исхода". Перечислив рынки стройматериалов, туристического бизнеса и бытовых услуг, на первое место чиновник поставил сферу ЖКХ.

Экономисты или лоббисты?

Если спросить сегодня у обыкновенных горожан (не обитающих в элитных жилых комплексах), что лучше - дышащие перегаром сантехники, дожидаться которых приходится неделями, или опрятно одетые профессионалы, появляющиеся по первому требованию, 100 из 100 скажут "нет" дурно пахнущим. И в их лице - всем тем эксплуатационным службам, что занимаются сегодня в Петербурге нашими домами и квартирами.

Малый бизнес, если его в самом деле "внедрить" на рынок ЖКХ, может второй раз послужить городу палочкой-выручалочкой. Он быстрее приспосабливается к ситуации на рынке и легче осваивает нововведения. Он уважительнее к отдельно взятому клиенту и быстрее реагирует на его пожелания. Он гораздо находчивее - благодаря малому бизнесу на Земле появились инсулин, вертолет, ксерокс и даже застежка-молния. Самое главное, в чем малое предприятие превосходит крупные компании, - оно не тратит огромные средства на поддержание инфраструктуры и управленческого аппарата.

В 2005 году, когда цены на услуги ЖКХ и тарифы естественных монополий вырастут еще больше, в этой сфере будут крутиться огромные деньги. Но, в отличие от торговли, деньги не "короткие", а "длинные". Если в начале 90-х вложиться на пару месяцев в партию китайских пуховиков мог кто угодно (в крайнем случае продал бы по себестоимости и "отбил бабки"), то в ЖКХ нужно вкладываться на долгую перспективу. И тут очень важно понять, насколько искренен Смольный в своих нынешних устремлениях.

Уже сегодня многие подозревают, что городская власть "под коммунальный шумок" лоббирует интересы крупного капитала, т. е. сетевых компаний, у которых по мере закрытия мелких точек будет расти число посетителей и появится возможность повышать цены. И где гарантия, что с "завербовавшимися" в ЖКХ не поступят так же, как с теми, кто в середине 90-х начал торговать на остановках общественного транспорта, а сегодня, не желая с них уходить, митингует под стенами Смольного?

Сказав "А", говорите "Б"

Многие эксперты сходятся во мнении, что рынок ЖКХ в Петербурге - одна из самых привлекательных сфер приложения капитала. Что мелкие предприятия из торговли будут вытесняться, тоже сомнению не подлежит. Вопрос лишь в том, какие меры собирается принять Смольный в развитие слов Владимира Бланка.

Республики Прибалтики, чтобы привлечь малый бизнес в ту или иную отрасль, создавали ему преференции. Эстония - в информационных технологиях, Латвия - в фармацевтике и парфюмерии, Литва - в кооперативном производстве комплектующих. Смольный тоже умеет создавать налоговые льготы, что и продемонстрировал на примере крупных инвесторов. Однако про законы, способные облегчить жизнь "новообращенным" фирмам, что-то пока не слышно. Равно как и о программах лизинга и другой помощи малым предприятиям, приходящим в ЖКХ. Ведь здесь экс-торговцам придется тратиться и на спецтехнику, и на подготовку профессиональных кадров. Продавцом, по большому счету, можно нанять любого, знающего арифметику, а вот на квалифицированного водопроводчика человека надо выучить.

Тайной за семью печатями остаются и будущие отношения "малышей" с РЖА, выступающими от имени города в качестве заказчиков и аккумулирующими квартплату. Если б каждый питерский дом, как предлагал депутат ЗакСа Михаил Амосов, имел свой лицевой счет и деньги с такого счета снимались бы по факту оказания услуг, текущее обслуживание стало бы привлекательным даже для семейного бизнеса. А с посредниками - попробуй проследи.

Если Смольный подкрепит призыв Бланка дальнейшими действиями и создаст условия для перетекания фирм из "примитивного" бизнеса в бизнес европейский, есть шанс сдвинуть с мертвой точки коммунальную реформу. Хорошо бы, чтоб слова г-на Бланка не остались всего лишь декларацией о намерениях.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах