За сорок с лишним лет он принял участие в выпусках не одного десятка актерских, режиссерских и эстрадных курсов, откуда вышли такие знаменитости, как Дмитрий Барков, Ольга Волкова, Александр Хочинский, Ирина Соколова, Николай Иванов, Юрий Мамин, Михаил Боярский, Елена Драпеко, Юрий Гальцев, Геннадий Ветров, Анна Ковальчук.
Урок третьекурсников, на котором нам недавно довелось побывать, стал иллюстрацией того, каким может и каким по сути должен быть учитель. Часть курса попросту отсутствовала на занятиях, поскольку снималась в одном из новомодных сериалов. Остальные показывали самостоятельную работу - разыгрывали сложные взаимоотношения героев Бернарда Шоу. "Саша, - объяснял Шведерский одному из героев-любовников, - это ты знаешь пьесу, а твой персонаж ее не знает. Не нужно в самом начале играть результат. Поищи остроту самочувствия".
- Раньше бы никогда не отпустил студентов на съемки во время занятий, - поделился Анатолий Самойлович, - но сейчас запретить - это все равно что совершить преступление. Во-первых, идет острая борьба за существование, конкуренция растет. Во-вторых, все они плохо живут в социальном плане. При безумных физических нагрузках - недоедают. У некоторых даже нет пальто. Мы тут недавно на совете факультета приняли решение перенести сессию таким образом, чтобы они могли заработать на елках.
И потом, я считаю, главный экзамен у них состоится не здесь, а за стенами института, когда они окажутся наедине с незнакомым языком другого режиссера, в чужой труппе. Поэтому главная моя задача - вооружить их профессией. Об этом я думаю, не сплю ночами. Ведь в итоге они попадают в профессию риска, которая в большой степени зависит от удачи. И если однажды выдастся шанс, они должны быть к нему готовы.
Все дело в том, что специальные способности актеров размыты. Когда видишь, как играет пианист, понимаешь, чего ты не умеешь, когда художник рисует - понимаешь, чего не можешь. Когда же играет артист, этого не определить. Потому что общие способности доминируют над специальными. Вот, скажем, все знают, что у Сергея Юрского есть речевой дефект. Но кто ж на это обращает внимание? Индивидуальность настолько сильна, что этот дефект никого не интересует. Он перекрывается личностным началом актера. А, представьте, если балерина качнется в фуэте...
С нынешним поколением ребят, как ни с каким другим, безумное количество проблем именно личностного характера. Они катастрофически мало читают. Много общаются с телевизором. А когда постоянно смотришь готовый видеоряд - воображение перестает работать. Этих детей почти не потрясают преступления. Какое-то отупение чувств произошло. Кроме всего прочего, общеобразовательная школа дает им правила, клише, стереотипы по отношению к произведениям литературы. Они боятся потом эти правила нарушать. Не умеют самостоятельно думать. Их не учили этому.
А самое страшное, что и нам-то их не на чем стало учить. Подходящего современного материала очень мало - в основном чернуха. А на чернухе далеко не уедешь. Она противоречит обычному ходу событий. Заниматься живописью ведь никто не начинает с дружеского шаржа или карикатуры. Вначале рука набивается на классических формах. Так вот, поскольку сейчас практически нет пьес, где было бы прямое отражение жизни, мы беремся за классику. Но классику, к сожалению, пока им трудно поднять. Сейчас вот репетируют они "Ромео и Джульетту", и вместо того чтобы тянуться до Шекспира, начинают стягивать его под себя. Даже умудряются сленговые слова вворачивать в шекспировский текст.
Я уверен, что все это поправимо. Если бы вы знали, какой была на первом курсе Аня Ковальчук, нынешняя звезда! У нее были прямо-таки серьезные проблемы со вкусом. Но она мгновенно остро восприняла ситуацию и начала учить себя смотреть вокруг. Постепенно стала студенткой номер один. А когда ее после окончания института пригласили в Театр Ленсовета, что называется, на смотрины, она полтора часа играла этюды, пела, танцевала, импровизировала. То есть, понимаете, ее хватило на целых полтора часа.
Поэтому в каждого из них я верю, каждого внутренне "прокручиваю", стараюсь не навредить. Напитываю их разными соображениями, мыслями, ассоциациями. В актерской профессии воспитание личности, взгляд на мир имеют громадное значение. Роль творится из материала творящего.