Неизбежное зло
- "АиФ-Петербург": Современные пьесы редко ставятся в Петербурге. В вашей карьере это первая?
- В советское время мы играли современные пьесы, они были производственными. Театры относились к ним как к неизбежному злу, публику затаскивали культпоходами. Но без современной пьесы театр существовать не может. Никогда не будешь авторитетом для зрителей, если ты всё время в кринолине, представляешь старинную жизнь. Для артиста это духовная катастрофа, потому что не возникает обратной связи.
- "АиФ-Петербург": Тем не менее залы полны?
- Да, и это вдохновляет. Когда вижу людей, которые смотрят на сцену с совершенно «детскими» лицами, думаю - ну, Боже мой, может, и не нужно предъявлять к театру какие-то сверхпретензии? Искусство ведь ничему не учит, всё проходишь собственным опытом. Но по крайней мере люди получают заряд положительной энергии, что важно в нашей не такой уж лёгкой жизни.
- "АиФ-Петербург": У зрителей было предубеждение против «советской» пьесы, а теперь - против современной. Уж очень «чернушный» взгляд на жизнь она демонстрирует.
- Наш спектакль не «чернушный», он о любви. Моя героиня - одинокая женщина, которая пытается обрести гармонию с миром, учится быть счастливой. Помните, Володин говорил: «Стыдно быть несчастливым».
- "АиФ-Петербург": Для русской-то женщины «быть несчастливой» - привычно…
- Надо учиться простым вещам: ценить сегодняшний день, людей, которых встречаешь.
В спектакле есть реплика о том, что в скандинавских странах разведённые люди уже через полгода снова находят себе пару. У нас же эта проблема не решается годами. Дело в том, что мы живём не реальностью, а идеалами: не воспринимаем человека таким, какой он есть, а сразу видим недостатки, отвергаем.
«Кружок при сериале»?
- "АиФ-Петербург": Насколько я знаю, вы стали преподавать в Театральной академии. Современные студенты отличаются от вашего поколения?
- Так получилось, что на курсе большинство ребят - из провинции. Это открытые, чистые, одарённые люди. Они готовы быть в Академии круглосуточно, впитывать в себя возможности, которые предоставляет Петербург. Одна студентка никогда не была в театре! А теперь посмотрела сразу несколько спектаклей.
У части ребят головы забиты тем, что они видят по телевизору. Я им говорю, что у нас не «кружок при сериале», и что «мы не будем учить вас половину на ментов, половину на бандитов, а девочек - на служительниц древнейшей профессии. Если у кого такие приоритеты - с миром отпустим».
- "АиФ-Петербург": Но сами-то вы снялись в сериале «Дом образцового содержания», который вот-вот выйдет на ТВ-экран.
- Это 31-серийная эпопея, которая снималась больше двух лет! Я играю героиню с послевоенного времени до сегодняшнего дня, так что работа была серьёзная. Но сериалов сейчас столько, что, мне кажется, никто на них уже не подсаживается.
- "АиФ-Петербург": Театральные вузы жалуются, что не набрать фактурных мальчиков. «Уж очень мелкий мужик пошёл»…
- У нас на курсе много мужественных мальчиков: сибиряки, богатыри. Когда их увидела Алиса Фрейндлих, она сказала: «Ого!»
- "АиФ-Петербург": Вас волнует, что станет с ребятами, когда они закончат Академию?
- Конечно, волнует. Опыт показывает, что даже самые выдающиеся курсы, к примеру, у Додина, дают лишь одного-двух по-настоящему реализовавшихся в профессии актёров.
- "АиФ-Петербург": Трудно реализоваться, ведь актёр - человек зависимый: сиди и жди, пригласят ли на роль. Что вы в данном случае советуете студентам?
- Артист должен держать себя в форме и быть в сиюминутной готовности.