Примерное время чтения: 6 минут
2435

Борьба с наркобизнесом - собачья работа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14 04/04/2001

В начале третьего тысячелетия единственным "прибором", с почти стопроцентной гарантией позволяющим отыскивать провозимые через таможню наркотики, остается собачий нос. У нас на Северо-Западе четвероногие "нюхачи" стали использоваться для поиска наркотиков в начале 90-х.

Полсотни боевых носов

С увеличением потока "зелья" возникла потребность в тех, кто мог бы эффективно вести его поиск. Но лишь в сентябре 1999 года в Петербурге при Северо-Западном таможенном управлении был создан Северо-Западный кинологический центр (СЗКЦ) - головное подразделение Государственного таможенного комитета (ГТК) по подготовке собак и кинологов к поиску наркотических и психотропных веществ, взрывчатки и оружия.

В год создания центра собаки нашего региона побили все рекорды: почти все найденные на таможне наркотики - их заслуга. На Западе служебные собаки задерживают около 21% наркотиков от общего оборота наркотической массы, у нас этот показатель выше почти двое. "Причина подобной успешной работы не только в высоком профессиональном уровне наших кинологов, - объясняет начальник СЗКЦ Любовь Невская, - но и в нашем тесном сотрудничестве с другими оперативными подразделениями таможни".

Всего в нашем регионе на службе состоят 52 собаки. Для нормальной работы на всех двадцати таможнях этого недостаточно. В Германии, например, на почти такой же территории работают 400 собак. Увеличить количество "нюхачей" непросто. Их обучение - процесс длительный, сложный и дорогостоящий. Обученная поиску наркотиков собака за границей стоит от 10 тысяч долларов.

Тузик - лучший "нюхач"?

Научиться искать наркотики могут собаки многих пород, но в каждой стране существуют свои пристрастия. Так, например, англичане предпочитают спаниелей, немцы занимаются немецкими овчарками, считая эту породу универсальной. В скандинавских странах сейчас перешли на "улыбчивых" лабрадоров, мотивируя тем, что таких собак пассажиры меньше боятся, а американцы любят брать в работу собак "средней национальности", справедливо полагая, что в большинстве своем дворняжки чрезвычайно умны. Но самыми оригинальными оказались французы, у них при кинологической службе есть еще и специальный отряд женщин-таможенников. В их задачу входит шикарно одеваться, благоухать элитной парфюмерией и с крохотной собачкой на руках прогуливаться между пассажирами по аэропорту. Как правило, такая женщина привлекает внимание мужчин, желая с ней познакомиться, они подходят, пытаются погладить собачку, а та тем временем их обнюхивает, проводя таким образом досмотр.

У нас считается, что гениальные представители есть в любой породе, тем более что, по российской методике, кинолог сам выбирает породу, с которой хотел бы работать. Поэтому на Северо-Западе трудятся все - от овчарки и ротвейлера до фокстерьера и дворняжки. Нет пока разве что пуделей. Собака, которая будет заниматься поиском наркотиков, должна обладать здоровой психикой и веселым нравом, поскольку все обучение проводится в игре. В ее любимый предмет зашивается наркотик, она привыкает к новому запаху игрушки и свободно может ее отыскать.

Считается, что собака не может найти наркотик в табаке или ей можно перебить нюх запахом одеколона. Специально натренированным собакам мало что может помешать: они найдут "зелье", спрятанное даже в бензобаке. Более того, собаки настолько сообразительны, что, когда чувствуют посторонний для определенного места запах, тут же подают сигнал. Так, в Мурманской области на таможенном посту собака, несмотря на то что "деньги не пахнут", обнаружила кошелек с незадекларированной валютой, почуяв "лишний" запах типографской краски.

Собаку не обманешь, хотя не обходится и без недоразумений. "Работая на героине", многие собаки стали реагировать на грузы с лимонами. Оказалось, что концентрация запаха кислоты при производстве героина сопоставима с запахом лимонной кислоты. Одна опытная собака, работая в Пулкове, вдруг начала реагировать на женщин, у которых при досмотре ничего не обнаруживали. Оказалось, что в какой-то из составляющих продукции известной косметической фирмы тоже присутствовал кислотный запах. Собак, конечно, отучили, и теперь их ни лимонами, ни косметикой не проведешь.

В отличие от немецких собратьев, которые все свободное от работы и прогулок время сидят в вольере в ожидании встречи с кинологом, наши "шерстяные сотрудники" живут у своих "напарников", которые обращаются с ними как с собственными детьми. И если простой таможенник приходит домой отдыхать, то кинолог должен еще накормить собаку, выгулять, вычесать, в общем, его работа длится круглые сутки.

Собака плохому не научит

Помимо основной работы, кинологи с собаками СЗКЦ посещают школы в рамках программы "Дети против наркотиков", читают лекции, показывают фильмы и демонстрируют поисковые качества собак. Школьникам предлагается поиграть в "контрабандистов", т.е. спрятать предмет с запахом наркотика, который собака быстро находит. Доказано, что если ребенок видит, что собаку не обмануть, в его подсознании в отношении наркотиков появляется труднопреодолимый барьер. К сожалению, эта программа эффективна только в младших и средних классах. Когда же сотрудники центра приходят к старшеклассникам, часто случается, что некоторые из ребят при виде работы собак начинают испуганно пятиться к выходу.

В ГТК на собаках никогда не экономят. Однако нерешенных проблем остается очень много. Нет пока своей постоянной базы, для того чтобы проводить нормальные практические занятия, под которые нужна территория не меньше 10 га. По словам руководства центра, их вполне бы устроила военная часть неподалеку от города. К тому же они вынашивают массу новых проектов. Один из них - создание таможенного кадетского корпуса, наподобие Суворовского или Нахимовского училища, который обязательно находился бы рядом с кинологическим центром, поскольку все убеждены, что ребенок рядом с животными, как правило, вырастает добрее.

P.S. Бытует ошибочное мнение, что в процессе обучения собаку приучают к употреблению наркотика, который она потом ищет по необходимости. Подобный метод использовался в СССР в 30-х годах: наркотическое вещество добавляли животным в пищу или вываривали в нем предметы. Собака не становилась наркоманом в полной мере, но долго уже не жила. Сегодня в России, как и во многих странах, такие методы в прошлом, все собаки остаются абсолютно здоровыми, а некоторые работают "в органах" до 13-14 лет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах