Недавно страна была взбудоражена сообщением: мол, знаменитый снежный человек, которого якобы многие видели, но почему-то не смогли толком запечатлеть на кино- или фотопленку, всего лишь выдумка КГБ 60-х годов, которому надо было чем-то занять головы граждан, а заодно и призвать к бдительности. Да, конечно, КГБ был горазд на фантазии, но многие рассказы о снежном человеке относятся, во-первых, к до-кагэбэшному периоду, во-вторых, не к нашей стране. Нет дыма без огня - видно, кто-то действительно бродит вокруг нас, неуловимый, неконтактный, большой и странный.
Голый и босый
Человека разумного постоянно свербит вопрос: одинок ли он в своем разуме среди тварей неразумных? Но пока никто разумнее нас в земной природе не обнаружен. Зато обнаружен наш родной волосатый брат, "человек неразумный", именуемый "снежным" (впервые следы его босых ног были обнаружены на снежнике в Гималаях). Теперь этот термин, который по корректности сравним только с "летающими тарелками", заменен в научной и околонаучной литературе термином реликтовый неандерталец. Впрочем, и этот термин не удовлетворяет взыскательным вкусам криптозоологов - бескорыстных и отважных охотников за йети (шерпский аналог снежного человека).
Криптозоология занимается изучением загадочных животных и загадочных обстоятельств природы. Правда, ученые, занимающиеся биологией официально и за деньги Академии наук, относятся скептически не только к криптозоологии, но и к самой проблеме йети. Подумаешь, говорят они, некто шастает по глухим лесам и горам, оставляет погрызы на деревьях, продукты жизнедеятельности и клочья шерсти и неизгладимые впечатления в душе деревенских жителей.
Братья наши неразумные
У питерского биолога профессора Валентина Сапунова, который занимается эволюционной экологией человеческого рода, есть интересная теория о том, что же такое вообще снежный человек. Он считает, что эволюция человека - это не развитие вида "человек разумный", а развитие системы двух взаимодействующих видов. Природа постоянно предлагала два варианта. Первый - человек биологический, форма примата, который адаптировался биологически (через органы чувств, силу, ловкость, экстрасенсорику). Второй - человек разумный с материальной культурой, имевший членораздельную речь, пользовавшийся огнем и т.д.
И понял профессор: никуда вторая ветвь не девалась. Она не погибла, а затаилась в глухих местах. То, что мы не встречаемся с представителями человека биологического, связано исключительно с их нежеланием с нами общаться. Считается, что в одной экологической нише может существовать только один биологический вид. Если их два, они будут отталкиваться друг от друга, как произошло с человеком разумным и неразумным. И вообще: человек ли он? Биологически - да. Но только биологически. А на самом деле это животное. И ведет он себя соответственно. Для профессора изучение снежного человека не цель, а средство познания законов развития человеческого вида, в том числе для предсказания дальнейших путей развития человечества.
Но это все теория. Подтверждаемая только погрызами, следами и нервными потрясениями альпинистов и трактористов. Сам теоретик взаимоотношений двух ветвей человечества никогда не видел предмет исследований - он пишет, что "держал в руках части тела снежного человека". Возможно, этого достаточно, чтобы развивать вышеупомянутую теорию все дальше и дальше.
Хрущевская оттепель на Памире
Вообще этот интерес к снежному человеку наиболее свойствен американцам, где, как считается, в Кордильерах йети пруд пруди. Но серьезных биологических исследований там, к сожалению, почти не делалось, вся тема сводилась к сенсации для обывателя и материалам для детских игровых фильмов. Поэтому недалекие американцы пользуются трудами профессора Сапунова.
Эта тема периодически становится модной, причем, как правило, в переломные моменты истории. Например, во время "хрущевской оттепели" энтузиасты добрались до самого Хрущева. Который сказал примерно следующее (со слов г-на Сапунова): "Вот вам миллион... нет, два... нет, пять миллионов, поймайте, притащите - или кончайте трепаться". Часть выделенных денег была растащена по каким-то левым темам, однако удалось снарядить экспедицию на Памир, где загорелые биологи резвились 8 месяцев. Собран был огромный материал, часть его не обработана по сию пору.
Как надо искать снежного человека? Профессор Сапунов ищет его не хуже, чем некоторые ищут грибы. Сначала поступает какой-нибудь сигнал из глухих мест: видели волосатое чудовище, натоптало, напугало, съело сгущенку у костра и смылось. Профессор немедленно отправляется на место происшествия. Оперативно опрашиваются жители, которые дружно говорят, что видели, а куда ушел - не знают. Дальше профессор идет по следу, собирает "вещественные доказательства". Дальше... все затихает. До следующего эксцесса.
Удивительное - рядом
Многие считают, что йети водится только где-нибудь в Гималаях или на Памире. А вот и зря. Валентин Сапунов рассказывал, что как-то снежный человек был застукан в Пиренеях. Он бродит даже по Ленинградской области - под Зеленогорском и Гатчиной, в Подпорожском районе... Про него рассказывают страшные истории солдаты стройбатов с Карельского перешейка - йети имеет способность наводить животный ужас на людей, даже не показываясь им, а только пройдя лесом мимо. Солдатики рассказывали, как с их стриженых голов слетали пилотки и долго мучили ночные кошмары. А офицеры некоторое время страдали заиканием и не могли как следует материть солдат.
Профессор рассказывал, как бывалые биологи, вооруженные винтовками и приборами ночного видения, дважды не могли себя заставить выйти из палатки к снежному человеку, который рылся в их вещах у костра. Самое для них обидное, что они никому потом не смогли доказать, что это был именно йети, а не бомж или другой биолог.
Кстати, русский леший, с точки зрения Сапунова, не кто иной, как снежный человек. Судя по фольклору, раньше йети в наших лесах было гораздо больше, поскольку рассказов про леших полно в любой деревне. Признаки, роднящие лешего и йети, налицо: большой, волосатый, почти корой покрытый, нелюдимый, шастает только в дебрях, языка человеческого не понимает, по-каковски лопочет - не понять, гадостей не делает, а так - мудрует над русским человеком, заводя его в глушь, а порой - наоборот, выводя его оттуда.
А проявляемый иногда интерес йети к человеческой женщине вызван не чем иным, как элементарным вниманием к даме. Утверждают, что иногда им удается входить в контакт друг с другом. Правда, плода такой любви (которая теоретически возможна) никто никогда не видел - но об этом рассказывали.