В Екатерининском дворце вскоре закроют для обозрения знаменитую Янтарную комнату, хотя она уже процентов на 70 обрела прежний облик. В том-то и дело, что осталось - по сравнению со сделанным за 23 года работы - совсем немного, и немецкий спонсор "Рургаз АГ", который дает деньги на завершение шедевра (более трех миллионов долларов, впрочем наша страна потратила уже около 8 миллионов), поставил условие, чтобы последние приготовления прошли втайне от публики, тем эффектнее будет открытие 31 мая 2003 года. Ожидается, что на торжества прибудут президенты России и Германии.
Воры и огонь
Янтарная комната находится в анфиладе, миновать ее нельзя, поэтому часть интерьера скорее всего просто отгородят огромным постером, на котором воспроизведут цветную фотографию комнаты 1918 года. Она уникальна уже сама по себе, как одна из первых в России. И для реставраторов незаменима, потому что все остальные фотографии - черно-белые, сделанные перед войной, когда интерьер собирались реставрировать. В этом была настоятельнейшая необходимость, потому что янтарь сильно осыпался. Янтарные стены - это ведь не что иное, как деревянные панели, на поверхности которых укреплены пластинки янтаря, их более полумиллиона - разных по цвету и форме, толщиной 4-5 миллиметров.
Плохое состояние комнаты было одной из причин, по которой она не была эвакуирована. Кроме того, в музее оставались только женщины, им оказалось не под силу демонтировать огромные тяжелые панели. Их закрыли мешками с песком.
...Когда фашисты вошли во дворец, они его разграбили, и, видимо, тогда со стены Янтарной комнаты пропала флорентийская мозаика XVIII века "Осязание и обоняние". Она обнаружилась в Германии в 2000 году, была возвращена в Россию, став одним из немногих уцелевших фрагментов шедевра. Интересно, что к этому времени мастера уже сделали новую мозаику и вмонтировали в стену. Подлинная теперь экспонируется на стенде рядом, и каждый может убедиться, что произведения практически неотличимы.
Ну а военная история комнаты известна - фашисты вывезли и установили ее в замке Кенигсберга. Когда началось наступление Красной армии, янтарные панели упаковали и сложили в подвале. Есть версия, что комната погибла в огне, но есть и немало других, благодаря которым шедевр ищут по сей день. Но ведь уже 60 лет назад Янтарная комната была в тяжелом состоянии, и даже если бы ее и нашли, реставрация заняла бы, возможно, не меньше времени, чем воссоздание.
300 лет как миг
Работы начались в 1979 году, и теперь уже сформировалась команда камнерезов, равной которой в России, да и в мире, пожалуй, нет. Ни перед одной мастерской не стоит задача такого масштаба - создать императорские апартаменты почти в сто квадратных метров! Ну а сами реставраторы располагаются в одном из служебных флигелей дворца, как всегда у нас, в условиях довольно скромных - здесь же, чтобы не терять времени, и питаются. Сейчас над воссозданием комнаты трудится почти 40 специалистов под руководством Александра Крылова и Владимира Домрачева. На вопрос, как правильно называется его должность, Домрачев пожимает плечами: "Можете называть прорабом. Мне Александр Александрович Кедринский, автор проекта воссоздания, так обрисовал круг обязанностей: ты должен делать все!" Станки в мастерской самые что ни на есть допотопные, примерно на таких же создавали подлинник. Янтарь добывается в тех же краях на Балтике, что и тогда, да и возраст камня практически тот же. Как иначе, если янтарю миллионы лет, и те 300, что прошли между 1701 годом, когда комната создавалась, и нашим временем, - лишь мгновение.
Янтарь камень мягкий, при его обработке столько отходов, что от килограмма в изделии остается лишь 150 граммов. За время воссоздания использовано 6-7 тонн камня.
Метаморфозы
Между прочим, русские мастера не впервые работают над Янтарной комнатой. Ведь первоначально в Германии для короля Фридриха Первого был сделан кабинет площадью всего около 20 квадратных метров. Когда его наследник - Фридрих Вильгельм в честь заключения союза между Пруссией и Россией подарил кабинет Петру, он тоже поначалу был в кабинете Зимнего дворца. А вот при Елизавете перевезен в Екатерининский, и тут-то площадь нового обиталища оказалась почти сто квадратных метров, да и потолок выше, поэтому архитектору Растрелли пришлось изрядно "разбавить" янтарный декор. Так появились многочисленные зеркала, канделябры, а поверху часть стены просто расписали "под янтарь".
Иногда спрашивают, что же реставраторы будут делать, когда расстанутся с Янтарной комнатой? На очереди реставрация Агатовых комнат. В самом Екатерининском дворце, да и других российских музеях немало предметов, нуждающихся в их помощи. Есть и еще одна возможность поработать: в свое время из-за перерывов в финансировании камнерезы стали делать ювелирные украшения и сувениры, которые продаются в музейном магазине. Так что когда Янтарная комната почти на год закроется, только там останется возможность полюбоваться, а то и купить частичку "восьмого чуда света".