Если под Новый год вы вернулись с работы без подарка, это обидно. "Да что у тебя за фирма, что за начальник? Не уважает своих сотрудников", - скажут домашние и будут правы. Дарить подарки на службе - естественно и правильно. В праздник, как никогда, чувствуется, что фирма - единое целое, и все - от генерального директора до уборщицы - ценны для нее.
Похвальная грамота и часы "Полет"
В советское время, когда ценили не материальное, но духовное, подарки разнообразием не отличались. Грамота, поздравительный адрес в день рождения, цветы на Восьмое марта, бутылка дефицитного шампанского на Новый год. За особые заслуги - ценный подарок - часы "Полет". С перестройкой подарки стали разнообразнее. По ним можно судить, как идут у фирмы дела, уважает ли начальство своих подчиненных.
Ворох похвальных грамот, самовар, чайник, термос, кружка, шариковая ручка - такие подарки получала на праздники Елена Звягинцева, сотрудница небольшого питерского предприятия. Самый дорогой подарок - самовар - пришелся на 1991 год. Потом финансовое положение фирмы ухудшилось, презенты стали скромней. В 1997 году сотрудники остались вовсе без подарков: Социологи подметили закономерность: преуспеяние предприятия зависит от уровня корпоративной культуры. А значит, если в фирме не устраивают праздников и не дарят подарков, она обречена на неудачу. Когда в 1999 году уже третий по счету гендиректор распорядился накрыть праздничный стол и сотрудники получили по шариковой ручке с фирменным логотипом, Елена поняла, что жизнь пошла на лад.
Руководство богатых фирм может порадовать сотрудников коллективной вылазкой в Париж или, на худой конец, в Хельсинки. А у бюджетников свои радости. В одной из крупнейших питерских библиотек, например, в последние годы сотрудники под Новый год получают шампанское и конфеты. На мизерную зарплату не разгуляешься, а так есть что поставить на праздничный стол.
Логотип на презервативе
Украсить подарок логотипом фирмы - святое дело. Пользуясь шариковой ручкой с названием родного предприятия, сотрудник уж точно не забудет, где работает. Ну и, конечно, фирменный подарок -прекрасная реклама. Подарить деловому партнеру хотя бы календарик с логотипом фирмы - значит заставить его вспоминать о вас весь год. Изготовить рекламный подарок на любой вкус и цену сейчас не составляет труда. Многообразие предметов, на которых можно запечатлеть название фирмы, огромно. В ход идут не только стандартные календари и ручки, но и фужеры, фартуки, прихватки, пилочки для ногтей, новогодние змейки и лошадки т.д и т.п. Одна фирма заказала кожаные фотоальбомы, внутри которых должны быть не фотографии, а... стопки. Другой клиент пожелал, чтоб имя фирмы красовалось на... презервативах.
Даешь премию!
Деньги - лучший подарок, и ничто не заменит хорошую премию, считают прагматики. Практичные американцы, к примеру, записывают размер годовых премий в трудовом контракте. В преуспевающих фирмах он доходит до 40% годового заработка. Клерк средней руки, работающий на Уолл-стрит, вполне может подарить жене новенький автомобиль, купленный на рождественскую премию.
У нас в "хороших" бюджетных организациях руководство прикладывает героические усилия, чтобы заплатить сотрудникам настоящую, большую премию. Ее размер может достигать нескольких месячных окладов, то есть примерно тех же 40% годового заработка. Представляете, как радуется бюджетник с зарплатой 700 рублей, получивший вдруг целое состояние - аж 3,5 тысячи!
"Капуста" для бухгалтера
Руководитель одного из небольших питерских предприятий любит оригинальные подарки. Он подарил бухгалтерам кочан капусты и книгу о том, как ее выращивать. Через некоторое время, когда должен был сказаться результат бухгалтерских усилий по улучшению финансового положения компании, он принес банку капусты квашеной, намекая, что добыть "капусту" - полдела, нужна и умелая работа с банками. Сотрудник, который вечно в бегах и редко бывает на рабочем месте, получил в подарок колокольчик, "чтобы знать, где находится". Тому, кто опаздывает, подарили будильник и карту города, где обозначено его место жительства и место работы. Сотруднику, который любит, чтобы дверь была всегда закрыта, досталась дверная пружина, а вечно мерзнущему - градусник. Специалисты по компьютерам получили игрушечную мышку и темные очки. Каждый остался доволен: ведь главное в подарке - не цена, а внимание.