21 февраля в Мариинском театре начнется Международный фестиваль балета. Одна из его участниц - Наталья Сологуб. Она танцует в "Золушке" и, конечно же, в "Щелкунчике". Балетоманы знают, что Наталья - первая исполнительница партии Маши. Можно сказать, эта партия и ставилась на нее, что для любой балерины - редкая удача.
Из Уфы в Питер
- Наташа, вы вообще удачливы? Попав из Уфы в Мариинский, не затерялись в кордебалете, а стали солисткой.
- Руководитель балета Мариинского Махар Вазиев брал меня на ставку кордебалетной артистки, но сразу сказал, что по возможности будет занимать в сольных партиях. Так и получилось. Я была готова и в кордебалете постоять, хотя в Уфе танцевала ведущие партии.
- Чего же вам тогда в Уфе не хватало?
- Захотелось творческого роста. В Уфе я отработала почти три сезона и решила проверить, на что же еще способна. Выбрала для своей попытки Питер, а не Москву, потому что сам город безумно нравился. А уж если пробовать - то в лучший театр! Удалось договориться с Мариинским о просмотре, дома серьезно готовилась. После моего выступления Вазиев сказал, что подумает, но буквально через несколько минут вызвал в кабинет. Услышав, что меня берут, я, честно говоря, до конца даже не поверила, это был шок.
- Вы по характеру рискованная?
- В Уфимском театре был человек, который влил в меня силы, убедил, что я многое могу, это мой репетитор. Очень важно в себя поверить. До встречи с ним, даже танцуя сольные партии, я как-то не задумывалась, что балет - это вся моя жизнь. Теперь силы в меня вливает мой репетитор Елена Евтеева.
Страх и День Победы
- С четырех лет я занималась спортивной гимнастикой, достигла успехов, но несколько раз упала со снаряда, и у меня появился патологический страх. Мама рассказывала, как однажды на соревнованиях я летела с брусьев вниз головой, и она подумала - все, моего ребенка больше нет. Со спортом пришлось расстаться, и мама привела меня в хореографическое училище. Хотя мне было почти 12 лет, приняли, так как оказались очень хорошие данные. Я стала заниматься, толком не зная, что же такое танец. Но привыкла в спорте к тяжелым физическим нагрузкам, и это была нормальная работа. Когда после первого же года мне поставили очень хорошую оценку - будто крылья выросли, я стала еще больше стараться. И все-таки осознанное желание танцевать пришло уже в театре.
- Каково вам пришлось в Мариинском, где не так много "чужаков"?
- Со "школой" были проблемы, пришлось наверстывать, нас все-таки учили немного по-другому. Первое время само сознание, что нахожусь в Мариинском, внутренне меня зажимало, было ощущение, что я в каком-то коконе, но постепенно комплексы ушли. Были люди, которые меня поддержали. Первой большой работой стала Жизель, я танцевала ее 9 мая, в зале было много ветеранов, и сам День Победы добавил эмоций. А я человек очень эмоциональный, могу смеяться, а через пять секунд плакать, и это нормально.
Фото с Путиным и Бушем
- А с какими эмоциями танцевали "Щелкунчика" перед Путиным и Бушем?
- Спектакль остался незабываемым: на сцене была особенная аура, все помогали друг другу, возникала слаженность без слов. Обычно в зале есть немного света, и видны лица, а тут убрали весь свет, темень полная - танцуешь в никуда, в космос. После спектакля мы встречались с президентами и их супругами, они сказали много теплых слов, мы сфотографировались на память. Потом Шемякин прислал мне снимки.
- Шемякин делает вам замечания в партии Маши?
- В принципе он доволен, но совсем недавно, когда мы показывали спектакль в Париже, у него были ко мне пожелания по поводу одной мизансцены. Шемякин всегда смотрит "Щелкунчик", это же его детище. А я, благодаря спектаклю, подружилась еще и с Адасинским. Вот уж фантастический человек!
Об овощах
- Маша - любимая партия?
- Мой любимый спектакль - "Come in", поставленный, как и "Щелкунчик", Кириллом Симоновым. Он был показан на вечере современной хореографии.
- С Симоновым хорошо понимаете друг друга?
- Мы, бывает, очень громко спорим, с хлопаньем дверей, но потом ищем компромисс. Я безумно вспыльчива, но уже через несколько минут чувствую себя виноватой и готова просить прощения, даже если человек был не прав.
- Вы - одна из восходящих звезд Мариинского, наверное, на Западе вызываете особый интерес?
- Когда я открывала гастроли в Лондоне новой постановкой "Спящей красавицы", да и для меня это была премьера, действительно, интересовались - что это за новая балерина? Критики на Западе, особенно в Лондоне и Нью-Йорке, очень серьезные, мне всегда интересно читать рецензии. А вот журналисты: В Англии мне задали вопрос, можно ли в России купить свежие овощи. Меня просто подкидывало на стуле от такого интервью.
Конечно, приглашают на приемы, но для меня это не самое интересное времяпрепровождение. Люблю наряды, но долго оставаться в вечерних туалетах - проблема, потому что для меня главное в одежде - удобство.
- Балет занимает все время или удается выбраться и в другие театры?
- Выбираюсь обычно после своего спектакля, потому что на следующий день очень трудно работать, даже не физически, а эмоционально. Иногда даже дышать трудно: Идешь куда-то запастись новыми впечатлениями.