В Москве с 22 по 25 января проходила выставка "Санкт-Петербург. 300 лет духовной культуры". Она располагалась в самом центре столицы, в крупнейшем выставочном зале "Гостиный двор". Одновременно здесь работала еще одна выставка "Православная Русь". Организаторы объяснили объединение той простой причиной, что для одной экспозиции зал слишком велик, он - самый большой в Европе. Две разместились свободно, да и по своей сути они друг другу не противоречили. На открытии Патриарх Алексий подчеркнул эту связь: "Петербург в течение двухсот лет был важнейшим центром церковной жизни России, и сегодня он остается центром самобытной православной культуры".
Как на балу
Выставка "Православная Русь" была больше похожа на ярмарку - здесь бойко торговали иконами, церковной утварью и книгами, даже ювелирными изделиями, кружевами, медом, травами, вином. Монашенки одного из южных монастырей привезли: церковный косметический крем. Вдоль рядов прохаживались батюшки в развевающихся рясах, они охотно отвечали на вопросы посетителей. Общение и вся обстановка были самыми непринужденными.
На питерской стороне не торговали, наша экспозиция была некоммерческой. Впрочем, нельзя сказать, что эстетически она воплощала традиционную "стройность и строгость". В новый год в этом самом зале прошел грандиозный "Русский бал", названный еще и "петербургским" и организованный Фондом Андриса Лиепы. Были созданы гигантские декорации Северной Пальмиры, которые Андрис любезно предоставил для украшения выставки. На задрапированной синей тканью сцене теснились достопримечательности: макет разведенного моста, грифоны, золоченый ангел со шпиля Петропавловки, двуглавый орел, Ростральные колонны с "вечным огнем" - его изображали трепещущие шелковые тряпочки, поддуваемые снизу вентилятором, а "фонтаны Петродворца" даже били настоящими струйками. С потолка спускались гигантские каравеллы-люстры с лампочками-свечами. В общем, декорация получилась впечатляющей: москвичи говорили, что им нравится.
Виртуальное путешествие
Свои стенды на выставке имели петербургские музеи во главе с Эрмитажем и Русским. Прямо в зале было проведено выездное заседание Всемирного клуба петербуржцев, на котором Михаил Пиотровский вручил дипломы новых членов бывшим нашим землякам - директору Большого театра Анатолию Иксанову и генеральному директору "Европы плюс" Александру Полесицкому. По этому случаю всю оказавшуюся поблизости почтенную публику угостили шампанским и конфетами. Русский музей на большом мониторе демонстрировал, как будет выглядеть территория вокруг Михайловского замка, когда восстановят каналы и мосты, Музей-квартира Блока увлекала на виртуальную экскурсию по комнатам поэта. Москвичи были рады посетить музеи хотя бы так, потому что, по словам многих, давным-давно не вырывались в Питер.
Пенсионеры ссылались на безденежье, молодые говорили, что больше ездят по заграницам, чем по России. Но о Питере мечтают.
Реставраторы демонстрировали свою работу прямо в зале. Так, художник-мозаист Игорь Лаврененко делал уникальную икону из смальты для Спаса-на-крови. Правда, по его словам, публика уж очень бесцеремонная, некоторые так и лезут лично поучаствовать. "За границей к мастерам относятся с большим почтением", - делает вывод Игорь.
Современный Питер представлен не только фотографиями "строек века" - КАД, Ладожского вокзала. Можно было увидеть диковину: макет моста через Финский залив! С жилыми домами, отелями, офисами, ресторанами, дорожными развязками, вертолетными площадками. Макет сделали студенты Московского архитектурного института, а увлек их фантастической идеей руководитель родом из Питера.
И я там был. Или буду
Больше всего москвичей толпилось у огромного макета, изображающего центр города. Каждое здание подсвечено изнутри, что создавало волшебную картину. Кто-то стоял, как завороженный: "Вот так красота. Сделали бы такой же макет Москвы!". Другие всматривались: "А где Зимний?". Третьи демонстрировали познания: "Вот Невский, вот Гостиный". Тут же делились воспоминаниями: "На этой улице мы жили", рассказывали истории: "Представляешь, подходим к Петропавловке, вдруг слышу: "Саша!" - парень с работы тоже оказался в Питере". Немало посетителей сразу решали: "Нужно ехать". Ну а пока спешили к восковым фигурам Петра и Екатерины, чтобы сфотографироваться на память.
По мнению главного архитектора Петербурга Олега Харченко, такие выставки очень важны для имиджа города. Даже нам, питерцам, приятно было несколько раз пройтись по экспозиции, посмотреть на "родные пенаты" как бы со стороны. Впечатление об имидже города было бы еще лучше, если бы выступающие так часто не повторяли: "Петербург - культурная столица! Это высшее достижение! Сеем разумное, доброе, вечное! Несем духовность!" Даже как-то стыдно было слушать, все-таки бахвальство - не петербургская черта.