Примерное время чтения: 6 минут
922

Наши - на Эвересте

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27 02/07/2003

В Гималаях нынче было - как на Невском во время карнавала. Для всего альпинистского мира важнее не наше 300-летие, а 50-летие первого восхождения на Эверест. Больше 1000 альпинистов со всего мира готовились взойти на высочайшую вершину (8848 м). Но лишь четверть из них - 238 человек смогли осуществить свою мечту. Среди них - только трое россиян. А петербуржец Николай ТОТМЯНИН стал единственным в этом сезоне альпинистом, который взошел на вершину Эвереста без использования кислорода!

- Великому городу был нужен великий подарок, - подчеркнул Олег Капитанов, президент Федерации альпинизма, скалолазания и ледолазания Санкт-Петербурга. - И петербургская команда (организатор экспедиции Андрей Ершов, руководитель Анатолий Мошников) выполнила поставленную задачу, несмотря на небывалые трудности!

Трудности

В этом году Эверест был доступен только профессионалам. Сильнейший ураганный ветер (до 200 км/ч) обрушился на склоны в начале мая, разрушил все лагеря восходителей. Арктические морозы 30-50оС, недостаток кислорода на космической высоте, огромные физические и эмоциональные нагрузки делали любое восхождение почти невозможным.

- Представьте себя на борту грузовика, который мчится в 30-градусный мороз. И вы стоите на штормовом ветру целые сутки. Вот так примерно чувствовали себя мы на склонах Эвереста, - вспоминает Анатолий Мошников, руководитель гималайской экспедиции. - Шикарные западные палатки (долларов по 600 каждая) лопались и полоскались на ветру, как флажочки. В такую непогоду нужны были сверхчеловеческие усилия, но ребята работали по графику, а ветер вносил коррективы. Я видел: практически у всех, кто взошел на Эверест в первые два дня, были обморожения разной степени тяжести, вплоть до ампутации пальцев на руках и ногах.

В начале апреля наша команда прибыла в базовый лагерь на леднике Ронгбук (5200 м). Маршрут восхождения был выбран классический, с севера, по пути первовосходителей. В команде было четверо петербуржцев (стольких смогли оплатить Федерация альпинизма, Спорткомитет и спонсоры) и еще пятеро - за свои деньги. Восхождение на Эверест - дорогостоящее мероприятие, надо выложить около 10000 долларов США.

Но проект был трудновыполнимым не только из-за финансов. Эверест - гора не просто культовая (для альпинистов) или священная (для тибетцев). Были и психологические трудности: ураган смел снег со склона, и на гребне обнажились больше 15 тел - альпинисты перешагивали через трупы на пути к вершине... Нужно иметь хорошую физическую подготовку, чтобы провести два месяца выше 5000 м, а выше 8000 м человек вообще не может жить - из-за жесткого ультрафиолета и разреженного воздуха. Но опыт у наших альпинистов был: Марина Ершова за последние три года покорила два восьмитысячника, а Николай Тотмянин - 35 семитысячников за последние 15 лет!

- Наша команда - единственная, которая совершила восхождение, - считает Николай Тотмянин. - Потому что мы все делали сами. Остальные были на вершине, но восхождения не совершили. За них работали шерпы: палатки ставили, кислород, газ и оборудование заносили, веревки провешивали. Это не альпинизм, а экскурсия. Уверен: если бы на Эвересте стоял лифт, многие бы им воспользовались!..

Восхождение

Ситуация на Эвересте была уникальной. На Горе оказалось очень много людей неподготовленных. Они сходили в горы несколько раз - и считали себя восходителями, хотя не знали элементарных вещей и ждали, пока шерпы установят палатки и поднимут груз. На общем фоне русские альпинисты резко выделялись благодаря технической и психологической подготовке, благодаря школе советского еще альпинизма.

- Шерпы хорошо себя чувствуют на высоте, но техника у них - ноль полный. На маршруте я не раз обгонял этих молодых здоровых парней, хотя они шли с кислородом, - улыбается Николай Тотмянин. - Там, где они перли напролом, я брал техникой и тактикой...

По его мнению, работа на Эвересте была привычная, не на пределе, он даже успевал любоваться красотами Гималаев. Но так чувствовали себя далеко не все.

- Наша команда сделала несколько попыток взойти на вершину. Ребята очень устали от долгого пребывания на высоте. Обязательно нужен был итог, нужна была победа. Напряжение росло: по срокам у нас осталась всего одна попытка восхождения, - вспоминает Анатолий Мошников.

- 22 мая я стартовал в 6.30, больше часа потерял, пока ждал в очереди альпинистов (последний кусок там - "китайская лестница", очень опасный, но его не обойдешь). Из третьего лагеря мы вышли втроем, но двое сибиряков отстали, я их не дождался (потом узнал: они поморозились и вернулись). В 15 часов по местному времени был на вершине, - буднично рассказывает Тотмянин. - Там в это время было человек 20. Стало довольно тепло, я фотографировал, общался с восходителями. Эта вершина далась относительно легко. Вот когда я в 1984-м впервые был на Пике Победы, тогда шел на пределе. Просто сейчас предел отодвинулся.

Тотмянин уже был на Эвересте в 1990-м, в последней советской экспедиции. Он поднялся до 8350 м. В альплагерь Николай впервые попал в 1977-м, когда учился на матмехе ЛГУ. Альпинистская судьба для него определилась в 1978-м, в альплагере Баксан, на леднике Малый Азал под Эльбрусом.

- Первая холодная ночевка была. Двое суток мокрые сидели, жуткий холод и безысходность. Я тогда решил: если выживу, буду альпинизмом заниматься...

На вершине Эвереста Тотмянин не оставил ничего - ни вымпела, ни флага. Зачем? Через неделю придет муссон и сметет оттуда вообще все. Его просили принести камешек с Эвереста, но он не смог. Там нет камней! Вершина Эвереста - это снежная шапка. Камни попадаются метров на сто ниже.

Участники

- Почему Николай взошел на вершину, а остальные не смогли? - спросил я руководителя экспедиции.

- Остальные не так сильно хотели или мало тренировались, - объяснил Мошников. - А Тотмянин - профессионал, у него 20-летний опыт общения с горами, он по три месяца в году проводит в горах. Но шанс был у каждого.

44-летний Николай Тотмянин - действительно профессиональный альпинист, работает вместе с Мошниковым в Центре экстремального туризма "Нева", водит желающих в горы. Марине Ершовой, преподавателю кафедры физической культуры и спорта СПбГУ, на Эвересте не повезло - она совершила попытку восхождения 12-13 мая, но заболела на высоте 7500 м, и была вынуждена спуститься: Анатолий Мошников дважды взошел на Эверест без кислорода (в 1990 и 1998 гг.), был первопроходцем на многих сложных маршрутах.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах