360

Какие законы нам нужны, или На полпути к удобному городу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 23/07/2003

Петербург - город уникальный. Мы к этому привыкли, гордимся этим и даже не задумываемся о том, что не менее уникальны его проблемы, которые мешают нам жить, а городу развиваться.

Петербург - город, проживание в котором не комфортно. И стал он таким не в последние 4-8 лет, и не только благодаря сумятице предыдущих десяти, и даже все 70 лет советской власти лишь отчасти повинны в нынешних наших проблемах. Наш город уже рождался с великой судьбой и огромными неудобствами для жизни горожан. О том, какие существуют пути выхода из исторически сложных петербургских проблем, рассуждает депутат Государственной Думы, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин.

Не надо клянчить деньги из бюджета!

Неудобства современного Питера можно перечислять бесконечно: плохое жилье и много коммуналок, переполненный транспорт и никудышная экология, низкие зарплаты и дорогая жизнь: Но причина всех этих напастей - одна. Если на подавляющем большинстве территорий России плотность населения чрезвычайно низка, то в Петербурге мы страдаем от тесноты и перенаселенности. Город сможет жить и развиваться, если будет двигаться в направлении решения этой основной проблемы.

Что для этого нужно?

Вынести заводы из центра города, перенести порт в Кронштадт (линия Ломоносов - дамба - Кронштадт), а вместе с ним - железнодорожные пути и сортировки. Реконструировать здания центра, расселить коммуналки, вместо разваливающихся "хрущевок" построить новые современные дома. И это только для начала.

А теперь поставим вопрос по-другому. Что нужно, чтобы все перечисленное могло быть реализовано? Отчисления из бюджета? Ни в коем случае: самое простое и самое бесперспективное занятие - клянчить деньги из бюджета и даже их получать: то, что достается "даром", и расходуется соответственно. К тому же на это не хватит никаких денег.

Прежде всего городу нужны: стратегический план развития, где учтены препятствия для его роста и найдены пути их преодоления, федеральная программа развития Петербурга и, конечно, законы. Законы, которые необходимы всей России, но созданы специально для Петербурга.

Речь идет о законах, которые призваны обеспечить условия, в которых город смог бы развиваться, используя собственные ресурсы и богатый потенциал. Законы, которые позволят реализоваться основным функциям Петербурга: функции европейского морского порта, туристического, интеллектуального и научного центра. Все это есть в Петербурге. Нужны только благоприятные условия. А средства появятся.

Закон о памятниках

Яркий пример - блок поправок к законам о зданиях - памятниках архитектуры, уже подготовленные Комитетом по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ. Смысл нового законопроекта - пустить здания-памятники в гражданский оборот, тем самым создав условия конкуренции собственников. Сверхзадача законопроекта - заставить собственника, будь то государство или частное лицо, сохранять и реставрировать здание, нести ответственность за него. Сделать это можно, если будут на законодательном уровне разделены понятия "значение" и "собственность". То есть памятник может быть передан в частную собственность, но остаться при этом памятником федерального значения.

Сейчас это невозможно: чтобы запустить здание в гражданский оборот, необходимо понизить его статус. А этого делать в нашем городе никак нельзя: все памятники федерального значения должны и оставаться таковыми, только так можно гарантировать сохранность культурного наследия города.

В городе 2500 зданий - памятников федерального значения нуждаются в трепетной заботе, регулярном ремонте и реставрации. Денег на это у города и страны нет. Массовых инвестиций в восстановление архитектурных памятников Петербурга можно ожидать только тогда, когда появится реальная возможность запуска этих зданий в гражданский оборот, и прежде всего - передачи их в частную собственность. Это позволит привлечь средства для сохранения и восстановления зданий центра и вместе с тем даст толчок динамичному развитию туристической, деловой и коммерческой среды города. Новый закон открывает такую возможность.

При всем значении названного федерального законопроекта для жизни нашего города ни в одном другом городе страны нет этой проблемы в подобном масштабе. Актуальность его понятна только тем, кто знает положение дел в Петербурге.

Закон "о земле"

Второй пример - поправки к градостроительному и земельному кодексу, которые позволили бы Петербургу включить механизмы выноса промышленных зон и объектов из непосредственной близости к центру. Без этого невозможно создать условия, при которых предприятиям было бы выгодно переезжать, вкладывать средства в модернизацию, сокращение производственных площадей. Важно не давить на заводы, чтобы они убрались из центра, а стимулировать руководство предприятий на эти шаги, затратные в первый момент, но имеющие оправданную экономическую перспективу.

Закон о концессиях

Следующий закон, в котором нуждается город, - новый закон о концессиях. Концессия - это передача в управление имущества, которое не может быть государством продано ни при каком условии: месторождений, дорог и взлетных полос аэропортов, причальных стенок портов. Закон в существующем виде позволяет сдавать концессионеру разве что месторождения. Но именно в Петербурге созрела ситуация, когда необходимо привлечь средства для реализации перспективных для города проектов на условиях концессии в новом понимании. Таким, безусловно, является перенос порта.

Перенос порта на новое место - туда, где глубины достаточны для приема современных судов, - вопрос дальнейшего развития петербургского порта, а значит, и вопрос сохранения роли города как европейского портового центра. Но сделать это возможно, только если создать условия для привлечения крупных инвестиций: от 2 до 5 млрд долларов. Инструмент - финансовая концессия на дамбу с прилегающей территорией в районе Ломоносова и Горской и территорию нынешнего порта города. С условием переноса грузового порта из города на линию Кронштадт - дамба - Ломоносов и постройки на месте нынешнего порта коммерчески выгодного городского района.

Концессия (а концессионный договор заключается, как правило, на срок не менее 50 лет) - это гарантии для инвесторов, это гибкое управление, это свобода для развития бизнеса при сохранении государственной собственности, при жестком контроле государства за выполнением оговоренных условий концессии.

Новый закон, подготовленный Комитетом по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ совместно с Министерством экономики, создает условия для того, чтобы перенос порта из фантастически дорогостоящего проекта превратился в реальное и реализуемое предложение.

Перечисление можно продолжать долго. Здесь и закон об интеллектуальной собственности (условия для привлечения интеллекта в Петербург), и особые предложения реформы ЖКХ с учетом особенностей города, и строительные законы, превращающие снос ветхих домов и постройку на их месте новых в коммерчески оправданное мероприятие.

Законы, которые чрезвычайно нужны Петербургу, будут хорошо работать и в России в целом. Но принять их своевременно - вопрос развития нашего города, а значит, и его выживания.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах