Примерное время чтения: 4 минуты
259

Как уберечься от аллергии на рекламу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37 10/09/2003

В последнее время социологи заговорили о таком явлении, как "аллергия на рекламу". Его смысл - неприятие любых рекламных акций, вплоть до появления у человека физического отвращения к рекламируемому продукту. Такого рода странные реакции встречаются очень редко, однако для рекламодателей, которые всерьез бьются за каждого клиента, возникшая проблема представляет серьезную опасность.

Не все могут "чихать на рекламу"

- Это началось со мной полгода назад, - рассказывает Елена З., жительница Санкт-Петербурга. - Я стала очень негативно относиться к любой рекламе. Как только слышала ролик по телевизору - сразу к горлу подкатывала злость и обида. Потом и отвращение. Увижу, к примеру, клип про сосиски - и больше вообще не могу есть мясного, причем независимо от того, кто его производит. Появилась высокая утомляемость, бессонница. Обратилась вначале к терапевту, потом к психиатру.

- У Елены была выявлена невротическая реакция, в появлении которой не последнюю роль сыграла реклама, - объясняет психиатр Геннадий Захарчищев. - Конечно, сама по себе реклама не опасна, но ее активное воздействие может совпасть с ослабленностью психики человека - и вызвать различного рода пограничные расстройства.

Елена долго ходила по врачам. Ей рекомендовано было не смотреть телевизор, не читать газеты. Но реклама была повсюду, и подавленность не пропадала. Врачи прописали ей лекарства, без которых Елена чувствовала себя совсем плохо. Тогда на консилиумах и прозвучала эта странная формулировка - "аллергия на рекламу".

Как известно, аллергия - это повышенная или извращенная чувствительность к некоторому веществу, которое называют аллергеном. Аллергия бывает на пыль, пыльцу, шерсть, некоторые продукты и с трудом поддается лечению.

- Термин "аллергия на рекламу" выдумали газетчики, чтобы пугать народ, - смеется Николай Сазонов, специалист по рекламным слоганам с 10-летним стажем. - Ничего подобного нет, не было и не будет. От просмотра рекламного ролика еще никто себя плохо не чувствовал.

- Я не считаю, что "аллергия на рекламу" - это научный термин, - говорит аллерголог Мина Базияшева. - Я бы поняла, если больная, к примеру, реагировала на запах типографской краски, исходящий от рекламных буклетов. Или если бы у нее слезились глаза от долгого сидения перед телевизором: На сегодняшний момент аллергия на рекламу - это проблема психотерапевтов, а не аллергологов.

Не все ролики одинаково полезны

Между тем некоторые психологи с этим не согласны. "Аллергия на рекламу" имеет тот же механизм возникновения, что и обычная. Реакция закрепляется на физиологическом уровне - и дальше срабатывает автоматически, не позволяя человеку нормально жить. К примеру, с экрана человеку могут внушать, что "не все йогурты одинаково полезны". В результате вырабатывается страх перед потреблением йогуртов вообще. Другой вариант возникновения "аллергии на рекламу" связан с ее количеством. То есть если количество рекламных роликов или плакатов, которые попадаются на глаза человеку в определенный промежуток времени, превышает некоторый порог (он для каждого - свой), то человек начинает нервничать, раздражаться, в том числе - и на производителей.

Директор крупного рекламного агентства Снежана Сибилевская тоже считает, что корпорациям стоит опасаться отторжения своего продукта из-за неумелого использования рекламы.

- Пусть это не аллергия в классическом понимании этого слова, но смысл тот же: отторжение продукта, негативное отношение к его качествам, бренду, производителю, - говорит Снежана Альбертовна. - Наша задача - избежать этой аллергии: не делать рекламу агрессивной, чересчур навязчивой, выдавать ее в рамках общечеловеческих ценностей и т.д. Мы стараемся даже рассчитать количество "соприкосновений" человека с рекламой: чтобы оно не было слишком частым.

Психолог Виктор Разумченковский тоже считает, что аллергия на рекламу - вполне биологическое явление, которое угрожающе надвигается на нас.

- Реклама преследует нас повсюду, - говорит он. - Для некоторых людей это может иметь катастрофические последствия, включая физиологические. К примеру, если человек посмотрел рекламный ролик про то, что "от обычных моющих средств часто шелушится кожа", она у него может и вправду зашелушиться. А это и есть признак аллергии. Рекламщики делают что хотят. Когда все решают только деньги, произвол остановить невозможно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах