Задули осенние ветры, скоро всякая тварь спрячется в нору или под кору, а от цветущих трав останутся одни сухие стебельки. Только в зимних садах и оранжереях останутся густые заросли вечнозеленых растений, призванных радовать наш взгляд всю долгую северную зиму. Среди этих оазисов заслуженным вниманием и уважением всегда пользовалась огромная старая оранжерея на углу Потемкинской и Шпалерной - не только окрестные жители любили захаживать в ее субтропики, благо вход туда бесплатный, но и обитатели выселок, и заезжие туристы, для которых посещение оранжереи было специально включено в тур по городу.
Это еще цветочки...
Многие, вероятно, слышали, какие беды обрушились на оранжерею летом этого года. Нет, ей не выбили стекла и не лишили растений. Ее и прилегающую территорию продали с потрохами некоему ООО "Базис" за смешные для такого объекта деньги, равные примерно стоимости квартиры (13% от реальной стоимости объекта). Сотрудники сельскохозяйственного производственного кооператива "Цветы", владевшего этими землями с 1972 года (до этого здесь тоже выращивали цветочную рассаду для озеленения города), предполагают, что "Базис" и его директор г-н Кабанченко - это подставные фигуры, а на самом деле земля будет перепродана в другие руки, которые распорядятся лакомым куском в центре города по-своему. Одни говорят, что здесь хотят соорудить жилой дом, другие - что чиновничий небоскреб, третьи - что на месте оранжереи запыхтит дорогой ресторан. Слухов множество, ни один не подтверждается документально, но и не опровергается. Среди слухов один - совершенно реальный: возле самой стены оранжереи торчит закладной камень ледового катка, строительство которого намерен финансировать "Газпром", а Валентина Матвиенко, как полпред, присутствовала при его установлении 29 мая и взялась курировать. Если каток действительно начнут строить, оранжерее не жить.
Главный экономист "Цветов" Надежда Ядыкина, проработавшая здесь 22 года, говорит, что к ним подбирались давно: "Ровно год назад на нас обрушилась налоговая, проверяли каждую бумажку, все счета, все до чего-то докапывались. И докопались: налоги-де недоплачиваем. Но я-то уж знаю, что мы все делали в установленном законом порядке. Мы сразу подали иск в арбитражный суд. Судьи говорили, что мы правы, а решение было вынесено против нас. Мы подали апелляцию - и снова проиграли. Подали кассационную жалобу, но до суда нас объявляют в продажу, в некой газетке "Сертолово и окрестности", которую никто из нас никогда до того и не видел, публикуют лоты, и их на корню скупает ООО "Базис", которое было зарегистрировано за месяц с небольшим до нашей продажи".
Сейчас кооператив ждет очередного суда. Работают люди как на вулкане - никто не знает, что будет завтра. Шепчут, что за директором "Цветов" Константином Крепкиным, возглавляющим кооператив со времени его образования, удержавшим его на плаву и в перестройку, и в кризисы, постоянно следует какая-то машина. Сотрудники боятся за жизнь своего директора, который в начале 90-х годов уже отстоял эту территорию - тогда суд встал на сторону "Цветов". Женщины одной из самых мирных профессий, имевшие дело только с растениями, теперь подозрительно оглядывают каждого чужого человека, останавливающегося напротив административного здания кооператива. Кстати, расположено оно в "домике садовника" - памятнике архитектуры екатерининских времен, охраняемом государством. Это ведь часть комплекса Таврического сада и дворца, имеющего федеральный статус. На свои деньги кооператив отреставрировал домик, полностью выполнив указания Комитета по охране памятников.
...Ягодки впереди
Что мы теряем в случае гибели оранжереи на Потемкинской и выселения кооператива "Цветы"? Даже если отвлечься от того, что нам некуда будет зайти в зимнюю стужу полюбоваться цветущими растениями (а психологи утверждают, что зимняя депрессия вовсе не безобидна, она доводит не только до потери работоспособности, но и до суицидов), - город потеряет лучшую свою площадку по выращиванию цветочной рассады для своего же озеленения. У "Цветов" есть еще несколько питомников в черте города, но здесь, у Таврического сада, - самый лучший.
Два миллиона цветущих растений для Петербурга поставлял кооператив ежегодно. У Управления садово-паркового хозяйства наполовину сократились бы работы - ведь то, что сажают, скажем, перед Мариинским дворцом или на правительственной трассе, берется не откуда-нибудь, а из кооператива "Цветы". Перейти на импортные растения? Да никакого бюджета не хватит, во-первых, во-вторых, забугорные цветочки очень нежные, рассчитанные на более мягкий климат, а не на соль с песком и дождем. На одно только озеленение к юбилею кооператив подготовил 4,5 миллиона кустиков рассады. Кроме того, "Цветы" оказывают прокатные услуги: если кому на время праздника нужны красивые растения, их можно одолжить в оранжерее. Сам Сокуров для съемок "Русского ковчега" прибегал к помощи декораторов из кооператива.
Кроме растений, идущих на озеленение города и на продажу гражданам (купить цветочки и рассаду здесь можно совсем недорого), кооператив занимается и выращиванием овощей, которые тоже идут на нужды города - получается около 300 тысяч тонн в год. Это тем более нужно всем нам, что фирма "Лето", кормившая нас много лет свежими овощами, приказала долго жить в результате дележа выгодных земель.
Когда дело только затевалось, Надежда Ядыкина пришла с письмом в канцелярию полпредства. В первый раз чиновник ей сказал, что Валентину Ивановну по такой малости беспокоить нельзя, это слишком частный вопрос. Потом, правда, письмо взяли, но ничего не обещали. Когда Матвиенко стала баллотироваться в губернаторы, то кооператив стал даже ответы получать: мол, дело ваше рассматривается. Мол, наблюдаем за вами. Но когда у города все-таки заведется губернатор, решать проблему с "Цветами" придется. Если, конечно, мы хотим оставаться по-прежнему с цветами на газонах, с рассадой в горшочках и с букетами знаменитых пулковских роз к празднику, если мы хотим, чтобы наши дети зимой могли увидеть живую тропическую зелень, а когда придет время - сфотографироваться в день свадьбы на фоне пальм, агав и бананов.