Примерное время чтения: 7 минут
97

"Заносы" отменяются

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22 02/06/2004

Российский бизнесмен привык делиться с чиновником, а не с государством. Нужен цех или склад за городской чертой, чтоб и за забором, и с подъездными путями, и стоил недорого? "Заносишь" деньги начальнику, способному "решить вопрос", и получаешь отличный ангар на территории казенного предприятия или воинской части. Имеет начальник право тебя пускать или нет, неважно. Точнее, было не важно, - пока в Ленинградской области не засучили рукава представители Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Касимовские миллионы

"Федералы" появились в регионе N 47 в конце 2003-го. Первое время коммерсанты смотрели на них как на призраков, способных лишь пугать и причинять только воображаемые неприятности. "Да кто пустит этих "шпаков" на закрытый объект?" - успокаивали бизнесменов подкормленные ими "покровители". Забыли, как видно, что территориальное управление входит в состав федерального агентства. Пустить пришлось всюду, включая военные аэродромы. И на первом же разразился грандиозный скандал.

В начале 90-х армейские пилоты стали летать максимум по 40 часов в год. Взлетно-посадочные полосы зарастали травой, и с 2002 года на аэродроме в Касимове обосновалась Федерация парашютного спорта. Ее руководитель Саид Тулаков столковался вначале с ЛенВО, на балансе которого состоял аэродром, а затем с тыловиками 6-й армии ПВО, которой Ленинградский округ передал касимовский объект на баланс. Добро на так называемую "совместную деятельность" с Федерацией военным дал не кто иной, как начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Анатолий Квашнин.

Касимово стало любимым местом для охотников прыгнуть с парашютом, научиться управлять самолетом или оставить под присмотром свой собственный аппарат для плавания в воздушном океане. Клиенты, разумеется, платили. А вот поставщики столь редких услуг за три года использования взлетно-посадочной полосы задолжали казне около 53 миллионов рублей. Именно столько с них хотят взыскать имущественники-федералы. Плюс парашютистам придется подписать полноценный договор об аренде земли. Уже не с 6-й армией ПВО, а с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Отдайте, с чем не справляетесь

"Не все коммерсанты - юристы, - объясняет руководитель областного управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Геннадий Лысенков. - Военные просто ввели людей в заблуждение, говоря попросту - подставили. Доходило до "тяжелых и продолжительных боев". Еще совсем недавно, 25 мая, нашим сотрудникам в Касимове чинили препятствия. Но на сегодняшний бывшие "противники" пришли к согласию. Они готовы и на законный договор, и на выплату недоимки в бюджет государства".

История для Ленинградской области типичная. Округ приграничный, военных много. Денег тоже много - в регионе настоящий экономический бум. Нарушения, связанные с использованием федерального, и в том числе военного имущества встречаются на каждом шагу. Коммерсанты с начала перестройки приучены "заносить", а только федеральной земли в области - 6 млн 400 тысяч гектаров из 8 млн 300 тысяч, или свыше 77%.

"Помните, что первый президент России говорил про суверенитет субъектов Федерации? "Берите, сколько хотите!" А к государственному имуществу подход сейчас другой: отдайте все, с чем не справляетесь", - говорит Геннадий Лысенков.

Создание Агентства (руководит им на российском уровне бывший председатель питерского КУГИ Валерий Назаров) аналитики приравнивают по значимости к созданию в 2000-м федеральных округов и представительств президента в федеральных округах. Если четыре года назад в России требовалось проводить единую политическую линию, то теперь на повестке дня - удвоение ВВП. А как его удвоишь, если федеральной собственностью пользуется кто хочет и как хочет? К примеру, Геннадий Лысенков и его помощники были немало удивлены, выяснив, что ставка арендной платы за пользование федеральным имуществом была в Ленинградской области одинаковой - что в 100 метрах от таможенного перехода "Торфяновка", что в глухомани где-нибудь под Пупышево. В реальности "дельта" существовала, вот только оседала неизвестно где.

Земельное полпредство

Кроме аренды разбираться ведомству Лысенкова придется и с федеральными государственными предприятиями. В Ленинградской области под внешнее управление и банкротство умудрились попасть даже некоторые стратегические объекты, в частности завод Морозова, производивший стратегическое сырье.

Внешнее управление здесь ввели в 2001 году из-за 30-миллионного долга за электроэнергию, которую завод поставлял в поселок для своих же работников. "Управляло" новое руководство предприятием настолько ловко, что к 2 марта 2004 года долг вырос до 174 миллионов рублей. Плюс распроданным за бесценок оказалось все имущество, не связанное с основным производством - детсады, спортлагеря и т. д. Завод, несмотря на усилия Федеральной службы по финансовому оздоровлению (ФСФО), в буквальном смысле слова растащили.

Не случайно в перспективе Агентству планируется передать абсолютно все полномочия по распоряжению федеральной собственностью. Не только права упраздненного ныне Минимущества, но и ФСФО, и Российского фонда федерального имущества и т. д. Новая структура превратится в полноправного хозяина, настоящего "полпреда на земле". Будет управлять государственными пакетами акций в различных АО, заниматься вопросами приватизации, проводить аукционы по продаже государственной собственности... А начинать придется с "межевого дела", из-за которого ругались еще герои Пушкина и Гоголя.

"Работа по эффективному использованию и контролю за эффективным использованием федерального имущества - наша первая задача, - объясняет Геннадий Лысенков. - Второе большое дело - разграничение земель. Нужно проводить кадастровую съемку, определить границы и утвердить их, чтобы не было споров между субъектом Федерации, муниципалами и федералами. Это огромная работа, требующая колоссальных затрат. Но только по ее завершении можно будет понять, чем владеет государство и как лучше владениями распорядиться".

Дорога без "заносов"

Проверки только начались, а меж коммерсантов, ведущих в области бизнес, уже пошел слух: "заносить" теперь невыгодно и неэффективно. На Большую Морскую, где располагается территориальное управление Агентства по Ленинградской области, потянулись "ходоки". Кто-то зондирует почву, кто-то знакомится, а один из предпринимателей, заключив на днях полноценный договор аренды, с досады хлопнул себя по голове: "Эх, знал бы я про вас раньше - сколько б денег сэкономил!"

Большую роль сыграл пример касимовского аэродрома. Ведь "федералы" вышли на этот объект благодаря тесным контактам со специалистами из МВД, ФСБ и т. д. И дальше, по словам их руководителя, намерены такие контакты поддерживать, отрабатывая соответствующие "сигналы".

Уже умерили пыл директора ПТУ, требовавшего за прохождение через их территорию высоковольтной линии, чтобы их заведению подарили трактор. "Зачесался" руководитель одного из ФГУПов, арендаторы у которого два года добывали торф без лицензии и соответствующих отчислений в казну, забеспокоились и другие "деятели", устраивавшие в своих ангарах подпольные лесопилки или набравшие кредитов без одобрения своими министерствами. Да и военным в будущем вряд ли удастся распродать сказочной красоты места под Рощино по цене 19 долларов за сотку (при рыночной стоимости от двух до трех тысяч долларов). В общем, у всех, кто в Ленинградской области привык распоряжаться государственной собственностью как своей, и у тех, кто привык им платить, появился повод как минимум задуматься.

Интересно, что единственным субъектом, где до сих пор не создано территориальное управление Агентства по управлению федеральным имуществом, в России остается ближайший сосед Ленинградской области - Санкт-Петербург.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах