На днях открыл новый сезон Молодежный театр на Фонтанке. В ближайших планах (уже вовсю идут репетиции) - "Три сестры" Чехова, пожалуй, самого востребованного в Петербурге автора. Вот Москва гремит современной драматургией, авангардом, молодыми драматургами. У нас же даже Молодежный театр предпочитает классику. Почему? Рассказывает главный режиссер Семен СПИВАК.
Против времени
- Еще когда несколько лет назад мы выпустили булгаковские "Дни Турбиных", высоко оцененные и зрителями и критиками, я подумал, что самое страшное - остановиться в развитии, поэтому в голову и пришел Чехов. Тем более все говорят, что это наш автор, ведь театр работает на стыке драмы и юмора.
...Мне кажется, что Чехов машет рукой людям таким же, как он: мягким, не очень волевым, не очень упертым, не очень тщеславным. А в его время, как и сейчас, в моду входили люди бойкие, нахрапистые. Мы ставим спектакль, идущий против времени, несовпадающий с ним.
- Не пугает, что Чехова ставят очень много?
- Ну, во-первых, сердцу не прикажешь. Во-вторых, в Питере не очень много Чехова, а в Москве Чехов мне нравился редко, потому что он ставился умно, концептуально, сухо. Мы же пытаемся идти через атмосферу, через отношения.
- А что с современными-то пьесами?
- Ну разве можно сказать человеку: "Вот замечательная женщина, люби ее, целуй ее". Не откликается душа! Мне кажется, современная драматургия по большей части депрессивная, злая. Как книжки, которые сейчас выпускаются: "Я стерва", "Как стать ведьмой". Неудобно теперь даже произнести: "Я добрый, мягкий", но именно эти определения я бы отнес к нашему театру.
Я вот жду, когда же какой-нибудь драматург напишет пьесу, которая и ему будет помогать жить, работать, любить, смотреть на небо - что и является жизнью... Тогда у нас и появится драматургия, а сейчас только модные направления. Но мода проходит.
Пьесы на злобу дня чем опасны? Когда пар улетучивается, остается злоба.
Как выбираешь пьесу: если читаешь - и не можешь уже не ставить. А если думаешь, поставлю-ка я современную пьесу, то хорошего не получится. Ум в искусстве ничего не стоит, не весит. Только чувства. Интуиция.
Об авангарде хочу сказать! Вспомним историю, к примеру, французских импрессионистов - их же не признавали, считали никем. Недаром они делали выставки "Салона отверженных", были бедны, их картины не покупали. У нас же авангард очень моден, на спектаклях полные залы, создателям текут деньги. Мне кажется, это надуманный авангард, ненастоящий.
Театр не официант
- Сейчас появились модные актеры, известные по сериалам. Почему бы не делать спектакли в расчете на них? Публика пойдет, театр заработает деньги.
- К нам публика и так идет. А на ваш вопрос еще Товстоногов ответил, он говорил, что театр не может работать официантом по обслуживанию артиста. У театра есть свои планы, творческое направление. Известным должен быть театр. Мне кажется, у нас это присутствует. А так как труппа состоит из личностей талантливых, никто никому не подыгрывает, то артист знает, что не в этом сезоне, так в следующем получит главную роль.
Кстати, я понял для себя градацию между популярностью и славой. Это разные вещи, а у нас пока они совпали: популярный - значит классный. Не всегда.
- Но вы не против, если артист много снимается?
- Артист в театре получает такую маленькую зар-плату - чуть больше трех тысяч рублей, даже имеющий звание и личностный рост, - что у меня рука не поднимается запрещать. Но вот великий Олег Борисов в книге "Без знаков препинания" на вопрос, какое главное качество для артиста, ответил: сообразительность. То есть мудрость. А талант поставил на второе место. Это я к тому, что если человек много снимается и ему собственная популярность сшибает башку, то у него нет сообразительности, что это ведь не вечно. А вот у Наташи Сурковой, которая становится все более известной, особенно после фильма "Свои", есть мудрость, которая ее балансирует.
...Где-то вычитал, для чего человеку нужна личность. Чтобы он понимал, что рядом живет другая личность, больше ни для чего.
Сотый заместитель
- Вы семь лет работали еще и в Москве, в Театре им. Станиславского. Продолжите сотрудничество со столичными труппами?
- Мне сейчас от петербург-ских дел не оторваться, от московских решил отдохнуть, хоть и зовут в Театр сатиры. Семь лет разрывался между двумя труппами, многое приобрел, но и многое потерял.
- Вы когда-то сказали, что петербургские режиссеры интереснее, чем "везде". И сейчас так считаете?
- Это было сказано интуитивно, но после моих слов стали немножечко обращать внимание на наших режиссеров, немножечко ценить их. В Москве же любого более-менее успешно поставившего режиссера холят и лелеют.
...Я думаю, главное для художника - человеческие качества. Одного только профессионального роста в творчестве недостаточно.
- Это относится и ко всему театру?
- Театр - это такая лечебница. Есть религиозная форма поднятия души, когда люди идут в храм, а театр - светская. Мы не просто ставим хорошие спектакли, мы даем зрителю надежду, у нас есть идеология, которая и нам помогает.
- Идеолог - вы?
- Идеолог, я думаю, там (показывает наверх), я только сотый заместитель. Но есть вечные законы. Когда-то великий английский режиссер Питер Брук сказал, что законам театра человека можно выучить за один день, а законам жизни мы учимся всю жизнь.