"Вы видели, что делает Комиссаренко в "Синхроне"? Потрясающе!" - такие вот отзывы стали распространяться после премьеры в Театре им. Ленсовета спектакля "Синхрон" по пьесе современного швейцарского драматурга Томаса Хюрлимана. У Заслуженной артистки Елены Комиссаренко многие роли становятся событием: она получала "Золотой софит" за "Дверь в смежную комнату", номинировалась на эту высшую петербургскую награду за "Лицо". Когда в Москву возили спектакль "Трое под одной крышей", Лия Ахеджакова кричала о Комиссаренко: "Она гений! Нам в Москве такие нужны!" В Петербурге же отметили "значком и страшной, как смертный грех, гжелевой рыбой". Ну а если вернуться к "Синхрону", который уже привлек внимание публики и критиков, то вот что рассказывает сама Елена.
От божьей коровки до постмодернизма
- Я прочла пьесу еще до того, как режиссер Олег Рыбкин предложил ставить спектакль, и даже в голову не приходило, что придется этим заниматься. Я эти современные пьесы органически не выношу, потому что мне неинтересен человек, который там выписан. Постмодернизмом я наелась в молодости, а теперь подросла: по-моему, после Кафки и Сартра лучше не сказано, это тупиковая ветвь, все вторично, да и не очень талантливо. Это меня и так гнетет, а когда еще достается играть! Я плакала-плакала, а потом подумала - ну, что делать, у меня же мало ролей, любимой классики совсем нет, а уж скоро на пенсию...
- Какая пенсия, вы же не балерина!
- Я же из ТЮЗа, ученица Корогодского, так что играла мальчиков, девочек, зайчиков, даже божью коровку. Между прочим, травести на пенсию лет в сорок уходят.
- Многие артисты, которые начинали "с зайчиков", рассказывают об этом как о пустой трате времени. Вот потом, мол, началась настоящая профессиональная жизнь!
- Нет, нет, нет! Мне кажется, любому артисту необходимо через это пройти, в молодости нужно на всю катушку надурачиться, уметь играть все - предметы, зверей, детей. Для профессии это важно: попадаешь в суть вещей, нащупываешь игровую природу.
О тюремной лексике
- Но вернемся к "Синхрону". Ваша героиня, по профессии тоже актриса, занимается совсем другими вещами...
- Моя героиня и ее супруг озвучивают порнофильмы. Лексика в пьесе - особенно цитаты из порно - такова, что я сразу сказала: "Этого не может быть в спектакле, я не хочу оскорблять зрителя". Обратилась даже к знакомым филологам, надеялась, что они подскажут, чем заменить весь этот сленг - конечно, не на "пестики и тычинки", но, может, на что-то пристойное. Оказалось, вся эта сфера выражается только в лексике с пометкой "тюремная". Но мы, по-моему, так убедительно "охами и ахами" имитируем так называемую любовь, что словесный экстрим испарился сам собой.
...В современных западных пьесах все сюжеты крутятся вокруг секса, исследуют его во всех ипостасях: уж если семья, то все живут друг с другом, а то и с животными, а то и... с умывальником. Я вот думаю: ради чего пишутся эти пьесы, в чем пафос высказывания авторов? И не вижу предмета исследования! Ну хоть бы поставили тогда вопрос: чем человек отличается от животного - тем, что животные не занимаются любовью с сантехникой?
Пьесы эти пишутся для западного среднего класса: сытые, спокойные люди приходят в театр, а тут их со всех сторон отхлестывают. Но у нас-то как такового стабильного среднего класса нет, наш зритель хочет не с умывальником отношения выяснять, а с душой.
Сделали Шекспира
- Но вернемся к "Синхрону". Я смотрела спектакль с двадцатилетней дочерью, и мне не было некомфортно, так что он получился вполне "интеллигентным", как и ваша героиня. Над ней пришлось так же поработать, как над лексикой?
- Я себя уговаривала ее играть так: "Лена, давай разберемся. Прикинь, что надо играть поток сознания, ту литературу, которая когда-то была тебе интересна, ну или что-то в духе Мураками. Покопайся в этом, сделай Хюрлиману большой подарок, сравнивая внутренний мир его героев с лучшими образцами жанра".
Хюрлиман, когда был у нас на премьере, выглядел очень довольным, но и растерянным: "Ни в Германии, ни в Австрии так не играют". Мы говорим: "Так давайте мы им мастер-класс устроим, покажем, как надо". Он распрощался, потом вдруг вернулся: "Главное для меня потрясение - я увидел в пьесе то, чего не писал". Ну прямо Шекспира мы из Хюрлимана сделали! (Смеется.) Продюсеры, которые занимались постановкой этой же пьесы в столичной "Табакерке", сказали, что там совсем другой спектакль - комедия положений. Но уникальность этой пьесы в интонации, которую, как мне кажется, мы уловили.
Если загадочная, то лесбиянка
- Вы ведь не только в "Синхроне" озвучиваете, много занимались дубляжом на студии "Нева-1"?
- Занималась, но теперь Москва все прибрала к рукам, доверяя главные роли только своим столичным звездам.
- Какие же остаются возможности подработать: сериалы, реклама?
- В рекламу опять на днях приглашали, отказалась... Да и те, кто принимает подобные предложения, не в большом выигрыше - деньги кончились, а стыд остался. Одна моя приятельница как-то снялась в рекламе стирального порошка, для этого ездила в Москву, участвовала в пробах. Пришли накрашенные красавицы, но все - вылетели. Хорошо, что она уловила эту закономерность, побежала в туалет, косметику смыла, сделала из себя простенькую "Клаву" и - попала. На заработанные деньги шубу купила и еще года три жила. Но вспоминает о съемках как об ужасе и стыде.
В сериалы, бывает, зовут, но все неинтересное, и, как мне сказала ассистент по актерам, которая меня любит и старается подобрать роль: "Я же не виновата, что если красивая, эффектная, загадочная, то лесбиянка!"
- От всего-то вы отказываетесь!
- Мечтаю о классике, о Чехове, но этого не предлагают!
Что за персонаж?
- Мы с вами все о "Синхроне", но ведь у вас есть и еще одна новая роль, в мюзикле "Владимирская площадь". Вы там поете профессионально.
- Когда-то я стала лауреатом фестиваля "Весенний ключ", Анатолий Семенович Бадхен даже хотел делать из меня солистку своего оркестра, но я люблю петь то, что мне нравится. Один знакомый охарактеризовал мои музыкальные пристрастия как "помесь негра с мотоциклом".
- Значит, и с оркестром получился "несинхрон", а с чем же у вас в жизни "синхрон", что дает силы?
- Петербург. Недавно по телевизору Тонино Гуэрра удивительно сформулировал, почему он любит этот город: здесь ощущаешь себя каким-то персонажем. Я в любую погоду люблю гулять, город дает творческий импульс, настраивает всю твою сенсорную систему. Загрузка такая, будто в компьютерную графику попадаешь.