5 декабря в театре Комедии им. Н. Акимова в сотый раз сыграют спектакль «Тень» по пьесе Е. Шварца в режиссуре Татьяны Казаковой. Шварц написал «Тень» специально для Акимова в 1940 году. Тридцать лет роль Министра финансов играет народный артист России Михаил Светин.
Обожаю эксцентрику
- Для меня это самая подходящая роль, - делится Михаил Семёнович. - Она эксцентричная, а я обожаю падать-вставать, лететь, танцевать… С детства всё это ловко получалось, и до сих пор, хотя слышу шепоток в зале: «Сколько же ему лет?»
Я вообще клоун, кумиром всегда был Чаплин. Ну, а мой герой Министр финансов, конечно, подлец, но есть утешение - он влюблён, поэтому иногда становится сентиментальным.
- "АиФ-Петербург": Пьеса Шварца очень современна. Чего стоит сцена, в которой ваш Министр, притворяющийся неподвижным инвалидом, неожиданно вскакивает со словами: «У нас, деловых людей, в минуту опасности на ногах вырастают крылья!»
- М. С.: Сегодняшний день, один к одному! Но публика не всегда эту актуальность понимает, смотрит спектакль, как
сказку.
- "АиФ-Петербург": В советское время зрители были более «вдумчивыми»?
- М. С.: Да, лучше реагировали на намёки, и хохота в зале было больше.
- "АиФ-Петербург": И всё-таки, не надоело 30 лет играть одну и ту же роль?
- М. С.: Нет, я каждый раз кайфую. И момент импровизации есть. В постановке Аксёнова я взял парик, в котором замечательный артист Беньяминов играл у Акимова. Это даже не парик, а лысина из папье-маше, окружённая седыми волосами. Беньяминов это придумал, чтобы долго не возиться с гримом.
Я тоже не люблю мазаться, разве цель артиста - чтобы не узнали? Важнее сыграть характер. Мои любимые актёры - Жаров, Мордвинов - никогда слишком не закрывали лицо, у них было большое обаяние, которое, как я понимаю, не мешает на сцене. С них беру пример. Один раз только «заклеился», чтобы меня не узнали, - в фильме «Русь изначальная», потому что не очень нравилась роль. Да, а сейчас играю Министра даже без парика, со своими волосами.
Мудрое добродушие
- "АиФ-Петербург": Не так давно вы получили премию «Петрополь» - «за иронию и мудрое добродушие в создании образа маленького человека». Сформулировано точно?
- М. С.: Такой премии особенно обрадовался, хотя у меня есть правительственные награды, ордена. Но «маленький человек» - моя линия. Ведь даже Министр финансов - маленький человек, он в системе, поэтому должен приспосабливаться, вертеться-крутиться. Или другой герой - Расплюев из «Свадьбы Кречинского»: карточный шулер, но при этом забитый, голодный, ему бы «пообедать по-человечески, задать храповицкого», а ночами нужно играть, подменил колоду, и конечно, попался, побили… Из этого состоит жизнь, мне его жалко.
- "АиФ-Петербург": В нашей стране и честному «маленькому человеку» всегда живётся трудно.
- М. С.: Что значит трудно? Когда я был 10-летним ребёнком, была война, голод, а мне жилось легко и интересно. Чтобы помочь маме, бегал по рынку: продавал-торговал-менял папиросы, холодную воду, соль, спички.
Если говорить о нашем народе, то он прошёл такую закалку! Всё познаётся в сравнении. Один мой герой говорит: «Я сирота - мне хорошо». Нам бы поменьше ныть. Мама моя всегда улыбалась, что бы ни происходило, никогда не показывала, что плохо. Да и я таким уродился, улыбался, много говорил, даже вундеркиндом считали и - любили. Помню, в детском саду всегда сидел на руках у воспитательницы! Мне кажется, по-настоящему трудно живётся человеку, если у него нет чувства юмора.
- "АиФ-Петербург": С годами ваш юмор не иссякает?
- М. С.: Бывают тоска, плохое самочувствие, но на людях держусь, улыбаюсь. «Как дела?» - «Вот так!» Хотя с кино в последнее время не везёт, предлагают всякую ерунду, поэтому отказываюсь. Мечтал о роли Паниковского, умолили - на Фунта. Да и то режиссёр попалась такая, что ничего не понимала, ни одну мою задумку не использовала. Такая уж наша актёрская профессия - в чьи руки попадёшь.
Здоровье пошаливает, но к врачам не люблю ходить, ужасно их боюсь, да и лень. Хотя они ко мне хорошо относятся. Моё счастье в жизни, что меня любят. Залы полные на спектаклях, творческих встречах.
- "АиФ-Петербург": В том числе с «Зенитом»? Говорят, вы - страстный болельщик.
- М. С.: Люблю футбол, играл мальчишкой, видел всех великих игроков. «Зенит» приглашает в ложу, но на стадион не хожу, потому что там все курят, а я не перевариваю. Сам-то курил с 11 лет, стаж был 37 лет, но когда начались проблемы с сердцем - перестал. Футбол смотрю по телевизору, если один - матерюсь со страшной силой, даже окна закрываю, чтобы во дворе не слышали. Не такой уж я интеллигентный!