"Зенит" начал сезон с двух крупных побед в чемпионате России, пробился в четвертьфинал Кубка. Болельщики уже плюют через плечо, памятуя о поговорке: "Широко шагаешь - штаны порвешь". Но главный тренер петербуржцев Властимил Петржела осторожничать не собирается.
Четвертое место было чудом
- Я в эту поговорку не верю. То же самое про штаны мне часто говорили в первый год работы в "Зените". Наш успешный старт - результат хорошей работы на сборах, без которой ничего не бывает. Первые успехи ни на что не повлияют, в тренировках и наших беседах ничего не изменится. Футболисты "Зенита" сейчас играют так, что мне их не надо даже подталкивать. Я сейчас держу такую дистанцию. В прошлом году, по сравнению с "серебряным сезоном", они были у меня более свободны. С этим я немножко ошибся.
- В чем состояла ошибка?
- Я мало занимался вопросом их свободного времени. Никак не думал, что в Питере могут быть такие люди, которые попали в призеры, но не поняли, что такое профессиональный футбол. Я все ждал, пока сами поймут, но потом сделал выводы. Я знаю, кто работал против команды, игроки тоже знают. Будем за ними смотреть. Когда команда много и хорошо работает, не случается таких проблем, чтоб футболисты ночью ходили по городу и приходили на тренировку невыспавшимися. Это почти всегда будет травма. Посмотрите, сколько в прошлом году было травм! А дисквалификации из-за дисциплины? Поэтому результат, который в итоге достигнут, меня, знающего, что происходит, удивил больше всех. Это еще чудо, что мы закончили на четвертом месте.
- Значит, отношения "тренер - команда" больше не строятся по-европейски, и вы начнете сажать футболистов на сборы?
- Нет, ничего такого не будет. Просто эти люди знают, что, совершив ошибку, второго шанса не получат. Знаете, если игроку все время говорить "делай это, не делай то", потом будет плохо для команды. Игрок должен думать своей головой, и не только на поле.
- Многих удивило, что во время матча "Алания" - "Зенит" вы получали за границей какую-то лицензию. Вас за ней отправили российские футбольные власти?
- Россия к этому не имела никакого отношения. У меня была профессиональная лицензия, полученная в Чехии, по-моему, где-то в 1990-м году. Все было в порядке - каждые два-три года мне оформляли новую без экзаменов, просто выписывали сертификат. Я имел право по той лицензии работать в Европе. Но Чехия вошла в Евросоюз, и началась замена многих документов. Я так понял, что инициатором был тренерский совет УЕФА. Пришло письмо в клуб, что якобы если не будет новой лицензии, я не смогу работать как главный тренер. Мне это непонятно. Оставалось только улыбаться - никак не думал, что есть лицензия значительнее, чем была у меня.
- Эти лицензии вообще когда-нибудь проверяют? Может, они и не нужны?
- Их проверяют перед еврокубковыми матчами. Поэтому я привез с собой на семинар диплом первого класса, его надо было просто показать. Как объяснил мне человек, работающий от Чехии в УЕФА, если б я не приехал, действительно могли возникнуть проблемы. Чехия и так опоздала с оформлением новых лицензий своим тренерам из-за проблем с президентом чешского футбольного союза, которого, как вы наверное слышали, взяли под стражу. Но, что интересно, организаторы собрали только VIP-тренеров. Со мной были чешские тренеры, работающие за границей, тренеры сборной - Брюкнер и его помощники, тренеры "молодежки" и тренеры четырех ведущих клубов. А в чешской высшей лиге играют 16 команд! Что будут делать другие чешские тренеры, я не знаю. Нам сказали, что по той лицензии, которая есть у них сейчас, можно работать только во второй лиге и ниже, и что курс, который мы прошли, для них читаться не будет. Кто же будет работать?!
- Теперь с документами у вас полный порядок?
- Да, сейчас у меня лицензия, с которой можно тренировать хоть в Антарктиде. Просто нет страны, в которой я не мог бы работать. Не думаю, что подобную имеет кто-то из моих российских коллег.
Норвежец Хаген повторяет ошибки румына Кирице
- Как оцените действия "Зенита" в ваше отсутствие?
- Я знал, как все шло во Владикавказе с первых минут. И я не могу сказать, что мне все понравилось. Соперник имел у наших ворот хорошие моменты из-за таких примитивных ошибок! Никто не мог персонально сыграть с высоким литовцем при стандартах. Только через полтайма Владимир Боровичка смог подсказать, чтобы присмотрели за этим футболистом. Это одна проблема. Вторая - я не понял, зачем Хаген делал подкат, за который получили пенальти. Соперник в той позиции уже ничего опасного сделать не мог. Когда Эрик вернется из сборной, обязательно поговорю с ним об этом. С другими надо будет поговорить о вещах, касающихся нападения - команда могла забить "Алании" больше, но не забила. Так что не скажу, что я доволен игрой. Вот первый матч с "Кубанью" на Кубок играли очень хорошо, хотя на поле были другие ребята, не самые сильные. Не повезло - были штанги, выносы из пустых ворот. А во Владикавказе делали такие ошибки, за которые я очень ругал, например, Кирице - подкаты в штрафной, плохая игра головой. Хагену надо играть лучше. Единственный мяч "Зениту" в матче с "Динамо" забил его игрок.
- Чешские газеты много писали о противостоянии Петржела - Хованец. Для вас имела особое значение победа над старым товарищем?
- Мне было все равно, кто у этой команды тренер. Просто мы хотели ее пройти - перед "Зенитом" стоит задача выиграть Кубок. Я был уверен на сто процентов, что в следующий круг выйдем мы, а не "Кубань". Она не имела реальных шансов на победу, мы играли на одни ворота, но так получилось, что забили на последней секунде второго матча. Власов, который вышел очень неудачно - у него ничего не шло - вдруг сделал результат. Да, я знаю, что счет 0:0 на "Петровском" имел большой резонанс в Чехии. Но Пепчо (кличка главного тренера "Кубани" Хованеца. - Б. М.) хорошо потом сказал, что "Зенит" - очень сильная команда, и что ему надо очень много работать, чтобы играть с нами на равных.
- В стартовых матчах толком не имел возможности проявить себя нападающий Драган Чадиковски. Не повторится ли история с Мареком Кинцлом, тоже высоким форвардом, который в итоге уехал?
- Первое: Драган лучший футболист, чем Кинцл. Второе: он знал ситуацию. Я ему говорил, что в "Зените" очень хорошие нападающие, что команда больше всех забивает. Он все знал, он смотрел видеозаписи наших матчей и сказал, что пойдет в борьбу и не боится конкуренции. В своей команде он был звездой. Конечно, "Зенит" - команда лучше, чем словенский "Публикум". Но, с другой стороны, сейчас такая ситуация, что он не может выйти на поле. Есть лимит иностранных игроков, а у нас вся защита - иностранцы. К сожалению, я не знал - это моя ошибка, - сколько игр за сборную у Хагена. Думал, у такого опытного игрока их много. Сейчас нет никакой возможности выпустить других ребят. Менять защитников на нападающих или убирать Ширла, которого считаю одним из лучших игроков команды? Это сложно. Поэтому я до последнего хотел хорошего правого защитника, чтоб он был русский и не попадал под лимит. Тогда появился бы шанс у форвардов. Но Драган, если будет играть за сборную, скоро перестанет быть "лимитчиком".
- Болельщики и специалисты сходятся во мнении, что Чадиковски куплен под предстоящую продажу Кержакова...
- Это неправда. Я такого ни от кого не слышал, и от себя скажу - не собираюсь никого продавать. Если б я был согласен продать Кержакова, он уже играл бы в Англии. Эту тему не знают даже в клубе, потому что ни я, ни он не хотели никому ничего говорить. Знал только президент. Я поставил его в известность и сказал: "Мы никого продавать не будем". Когда велись те переговоры, я начал просто двигать цену вверх. Мне было интересно, до каких сумм люди могут дойти. И когда понял, что они готовы заплатить 20 млн евро, я остановился.
Не хочу получить путевку в Европу из рук ЦСКА или "Крыльев"
- Вы третий год в России. Когда играет сборная, переживаете за всю команду или только за зенитовцев?
- Больше за зенитовцев. Это как живая вода - видеть своих ребят в сборной. Никогда не разозлюсь, если они не на поле, а я знаю, что они хорошо подготовлены. Сейчас, например, не понимаю, почему не пригласили в сборную Радимова. Он в прекрасной форме, играет в очень красивый футбол, прошел всю подготовку, но его не пригласили. В прошлом году он таким не был, а его звали постоянно! Если б Ярцев позвонил мне и спросил, я бы ему сказал, кто готов, кто нет. Посмотрите на Шаву - по его игре видно, что он половину подготовки с командой не прошел. Но он будет прогрессировать, потому что играет постоянно. У Вовы Быстрова не было проблем в подготовке, но у него проблемы с игрой. Он начал играть, как Осипов, - убегает к угловому флагу и там теряет мяч. Ему надо подсказать, чтоб менял позицию, выходил к воротам.
- Кандидаты в президенты РФС один за другим заявляют, что после Ярцева, скорее всего, придется приглашать иностранного тренера. Пойдете, если позовут?
- В Чехии я мог бы сказать... Но там я был в лучшей позиции. Я знал всех ребят, там очень сильная сборная. А здесь просто не знал бы, что делать и как работать. Я уже говорил, что я клубный тренер, и мой клуб - "Зенит". Да, я знаю, как готовить команду к игре. Но если с разными игроками команды работают очень разные тренеры, подготовить такую сборную к играм, по-моему, очень сложно. Это две разные профессии. Тренер сборной больше работает как менеджер. Его самое главное качество, чтобы сделать результат, - угадать, какие ребята как подготовлены, не пригласить "плохих" ребят, которые не станут играть в его систему, в его футбол.
- Со сборной вас быстрее узнали бы в Европе и мире.
- Я хотел бы, чтоб меня узнали с "Зенитом". Нас и так уже знают в Европе. "Зенит" в прошлом году играл на равных с командами первой категории - "Севильей", "Лиллем". Мы имели больше проблем не с ними, а как раз с командами без имени, играющими в очень простой футбол, как "Пашинг", "Алемания". У меня до сих пор перед глазами момент, как Вьештица и Кирице пустили между собой этого игрока в Кельне, когда мы не вышли из группы... Такая ошибка! Но мы получили очень важный опыт. Сейчас все ребята хотят играть в еврокубках. И я бы не хотел эту путевку получить из чужих рук, потому что ЦСКА или "Крылья" выиграют Кубок. Я хочу, чтобы мы сами выиграли Кубок для наших болельщиков. Они его заслужили. А в Европе нас уже ждут. Когда я сидел на семинаре во время игры во Владикавказе и у меня звонил мобильник, я дергался, но не отвечал, потому что еще шло занятие. Тогда делегат УЕФА сказал: "Властимил, возьмите, наконец, трубку! Нам же всем интересно, как там играет "Зенит"!"