Не успел председатель правительства РФ Михаил Фрадков подписать распоряжение о строительстве в Петербурге Морского пассажирского вокзала, как Валентина Матвиенко "пробила" через Владимира Путина еще одну стройку века.
По итогам полуторачасовой беседы с губернатором Санкт-Петербурга, состоявшейся в Ново-Огарево, президент по просьбе Матвиенко подписал 4 мая поручение правительству о реализации проекта строительства Западного скоростного диаметра. "В правительстве России есть понимание необходимости завершить к 2008 году строительство Кольцевой автодороги (КАД), комплекса защитных сооружений (КЗС), первой очереди Западного скоростного диаметра (ЗСД), Пассажирского морского вокзала и других проектов, крайне необходимых городу", - заявила губернатор, вернувшись из Москвы.
Построить новый современный морской пассажирский комплекс (каких, по мнению Матвиенко, в России сегодня нет ни одного) планируется на участке, отвоеванном у Финского залива напротив гостиницы "Прибалтийская". Его стоимость вначале оценивалась в 200 млн долларов, а в настоящий момент колеблется между 400 и 500 млн долларов. Согласно распоряжению правительства, бюджет РФ возьмет на себя расходы по рытью морского канала для подхода пассажирских лайнеров, обустройство акватории, пунктов пропуска через границу, а также систем безопасности и средств навигационного обеспечения. Уже в 2005 году на дноуглубительные работы Москва выделяет 600 млн рублей.
Валентина Матвиенко пообещала, что остальная часть "Морского Фасада" (строительство огромного терминала в виде своеобразного "окна в Европу", а также туристической, жилой и бизнес-инфраструктуры) "будет реализована на инвестиционной основе". Причем вложения инвесторы должны окупить не только за счет продажи 1 млн квадратных метров нового жилья и аренды помещений.
Предполагается, что в Петербург начнут чаще заходить крупные морские лайнеры с длиной корпуса свыше 200 м, которым сейчас можно швартоваться лишь в непривлекательном для туристов Торговом порту. А сходящие с них иностранцы ринутся оставлять в городе деньги. Существуют даже расчеты, согласно которым, начиная с 2007 года, когда заработает первая очередь терминала, и до 2020 года в бюджеты всех уровней поступит более 1 млрд долларов. Когда же вокзал в 2011 году заработает на полную мощность, то сможет пропускать до 2,5 млн туристов в год. Правда, этими данными оперирует в печати заинтересованная сторона - ООО "Управляющая компания "Морской Фасад", созданная сравнительно недавно для реализации одноименного проекта и пока не назвавшая ни своих учредителей, ни будущих инвесторов. Любопытно также, что если Валентина Матвиенко говорит о 300 гектарах намывных территорий, то президент ООО "УК "Морской Фасад" Шавкат Кары-Ниязов - о 450 гектарах.
Близкие Смольному экономисты склонны полагать, что активность потенциальных инвесторов "Фасада" до настоящего момента сдерживала неопределенность со строительством ЗСД. Диаметр должен соединить будущий морвокзал с внешним миром новыми дорогами, без которых расширенный Васильевский остров превратится в одну большую пробку. Однако в июле 2004 года глава Минэкономразвития Герман Греф заявлял, что российское правительство финансировать Западный диаметр не сможет, пока не построены дамба и КАД. Теперь Грефу, видимо, придется подчиниться решению президента и все же включиться в проект строительства подъездного пути к "Морскому Фасаду".