По данным Книги рекордов Гиннесса, официальной рекордсменкой по продолжительности жизни на сегодняшний день считается Хендрике ван Андель-Шиппер из Нидерландов. Однако с этим категорически не согласна живущая в Выборге Мария Петровна СТРЕЛЬНИКОВА. Совсем недавно она отметила свой 115-й день рождения и имеет все основания совершенно официально потеснить голландку в заморской Книге рекордов.
Три века и два тысячелетия
Мария Петровна Стрельникова появилась на свет при Александре III. Случилось это 15 марта 1890 года в селе Украинка Большечерниговского района Куйбышевской области. Секрет своего долголетия объясняет просто. Говорит, что хорошая наследственность, к тому же всю жизнь ей помогает Николай Угодник. Первый раз случилось это сразу после революции, Мария Стрельникова была к тому моменту замужем за Василием Стрельниковым.
- Я была четвертой невесткой в семье мужа, - вспоминает Мария Петровна, голос ее звучит едва слышно, словно пробивается из глубины веков. - Хозяйство было большое, после революции его решили разделить, чтобы большевики не раскулачили. Нам с мужем досталась лошадь, верблюд и немного бревен, чтобы построить новый дом. Села я на скамеечку возле дома и плачу. И тут появился какой-то старик. "Ну, что ты плачешь? Вытри слезы, все у тебя будет хорошо", - сказал и исчез.
Набожная Мария Петровна свято верит, что это был Николай Угодник. Вскоре жизнь и вправду стала налаживаться. Стрельниковы выстроили дом, завели хозяйство, но счастье оказалось недолгим, грянула коллективизация. До сих пор баба Маша помнит, как уводили со двора скотину, как пихали в мешок орущих кур, приговаривая: "Видишь, Машка, гребешки красные, значит, их должны съесть красноармейцы!"
Стрельниковым чудом удалось избежать ссылки в Сибирь. Нашлись знакомые в сельсовете, выправили справку, позволяющую уехать к родственникам под Ленинград. С 1936 года биография семьи связана с деревней Поповка, где они и встретили войну. В сентябре 1941 года пропал без вести отец. Сын Николай, окончив военное училище, тоже ушел на фронт. Старшая сестра Валя, работающая на одном из ленинградских заводов, была эвакуирована под Псков. А Стрельникова с двумя младшими детьми оказалась в оккупации. Тут Марии Петровне снова повезло. Когда в деревню вошли немцы, она была дома с детьми. Работай Стрельникова в первую смену, возвращаться с завода ей пришлось бы уже через линию фронта. Едва ли Саша с Мишей, оставшись тогда без мамы, сумели бы выжить.
Николай Угодник от смерти спас
В следующий раз небесный покровитель помог Марии Петровне, когда ее с детьми везли в Германию. По дороге эшелон взорвался.
- Опять нам Николай Угодник помог, из всего состава спаслось лишь семь человек! - продолжает Мария Петровна, крестясь на иконку своего спасителя. - Состав перевернулся, через какую-то дыру выбрались мы на крышу вагона, начался пожар. Дети спрыгнули на землю, а я не смогла, изранена была сильно. Когда огонь подобрался совсем близко, вдруг появился какой-то мужчина. Он помог мне спуститься на землю и куда-то исчез.
После чудесного спасения Мария с детьми попала в Кенигсберг. У немцев там располагалась "биржа труда". Стрельниковым снова повезло, они всей семьей попали к одному хозяину. А через полгода в замок работодателя пришли наши солдаты и освободили пленных. По дороге домой дочь Сашу забрали на работу в военный госпиталь. Но баба Маша обиды на военных не держит. Сухие пайки, которые выдавали солдаты, спасли ее с сыном от голодной смерти.
Однажды Мария Петровна случайно узнала, что жив ее старший сын Николай. Знакомые рассказали, что он работает в Ленинграде где-то на железной дороге. С тех пор все выходные Стрельникова проводила на городских вокзалах. И ей в очередной раз повезло. Она нашла сына. Увидев маму, Николай долго не мог прийти в себя. Накануне ему приснился плохой сон, и он решил, что все родственники погибли. Мария Петровна тоже ничего не могла сказать, лишь тихонько плакала. А в 1947 году вернулась дочь Саша. Мария Петровна перебралась к ней, с тех пор так они и живут в Выборге.
Внуки - пенсионеры
До 81 года баба Маша работала в костно-туберкулезном санатории. Но, выйдя на заслуженный отдых, дома сидеть не смогла. В храм всегда ходила, пела в церковном хоре. Не стала затворницей даже после того, как в 1989 году сломала ногу. Врачи были единодушны - ходить баба Маша больше не будет, не тут-то было. Вопреки всем прогнозам, Мария Петровна вновь встала на ноги. Ходить она перестала совсем недавно. Теперь вот лежит на диванчике, слушает новости в пересказе дочек. Особенно оживляется, когда говорят про Путина.
- Она за Владимира Владимировича голосовала и теперь его все время, кормильцем называет, - рассказывает дочь Александра. - Раньше у мамы пенсия была всего полторы тысячи, а сейчас со всеми надбавками она получает аж 5000 рублей. Для нее это целое состояние.
Иконка с ликом Николая Чудотворца висит у Стрельниковых, как и положено, в красном углу. Нынче баба Маша молится, чтобы святой помогал и ее родственникам. А их немало. Четверо детей, пять внуков, двое из них уже на пенсии, семь правнуков и четыре праправнучки: Ангелина, Даша, Настя и Маша. Последнюю, как нетрудно догадаться, назвали в честь Марии Петровны. Недавно ей исполнился годик.