Ежегодно тысячи петербургских детей становятся сиротами при живых родителях. Подавляющее большинство из них обречено на жизнь в детдоме. О системе помощи кризисным семьям мы беседуем с директором социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Дом милосердия" Владиславом НИКИТИНЫМ.
Вычитание ВВП
- Семья в кризисе. Родители пьют, дети на улице. Насколько масштабна в Петербурге эта проблема?
- Последние пять лет статистика дает стабильные цифры. Ежегодно родители около 1400 детей лишаются судами родительских прав. Вновь выявляется около 3 тысяч детей, оказавшихся в социально опасном положении. Однако, на мой взгляд, положение намного хуже.
- То есть уровень работы с беспризорными и безнадзорными детьми в Петербурге не соответствует размерам бедствия?
- В пореформенной России, в начале 90-х, Петербург первым стал работать с такими детьми. Именно у нас открылся первый в России приют. Потом наши наработки и методики стали использоваться в других городах. Но затем развитие приостановилось. До сих пор отсутствует координация между органами внутренних дел, системами образования, здравоохранения и соцзащиты. С 1997 года в городе не создано ни одного нового приюта. Чиновники говорят, что нет ни помещений, ни средств на их создание. Мол, слишком это дорогое удовольствие. Но есть расчеты, что каждый ребенок, в которого государство "не довложило", в течение последующей жизни вычтет из внутреннего валового продукта страны 360 миллионов долларов! Став асоциальным элементом, он будет только "всасывать" в себя и ничего не даст обществу.
- Вы работаете с уличными детьми или только с кризисными семьями?
- Мы больше работаем с безнадзорными детьми, занимаемся профилактикой. Конечно, к нам поступают и дети с опытом уличной жизни. Но для их реабилитации необходим закрытый стационар, лучше за городом, и с обязательной трудотерапией. Такого кризисного центра для уличных детей в городе, увы, нет.
Наша основная задача - как можно раньше выявить детей, попавших в кризисную ситуацию, и помочь им вновь адаптироваться в семье - неважно, в кровной или принимающей. Главное, чтобы она у ребенка была.
Декларации вместо стандартов
- Вообще, это не такая уж огромная проблема: воспитание детей, выпавших из кровных семей. Просто ее надо решать последовательно и профессионально. Да, у нас есть органы опеки, которые принимают решение об опекунстве, есть суды, оформляющие усыновление. Но: Нашли, допустим, принимающую семью, а дальше? Кто готовит эту семью к приему ребенка? Где психологи и социальные работники, которые будут ее сопровождать потом?.. В Англии в неподготовленную семью не отдадут ни одного ребенка. Это прописано в законе. У нас же только декларируется приоритет семейного воспитания. В итоге есть реальная действительность и есть закон, который описывает, как хорошо все должно получиться. Нет стандартов работы ни для органов опеки, ни для учреждений, которые должны работать с ребенком, будь то детдом или приют.
- Что вы имеете в виду под стандартами?
- В той же Англии если неблагополучная семья попадает в поле зрения соцслужб, она берется под плотный контроль. Если права ребенка нарушаются, то на исправление родителям дается, скажем, полгода. В это время органы опеки должны способствовать устранению причин, будь то алкоголизм, безработица или что-то еще. С семьей работают психологи и социальные службы. И государство выделяет на это значительные средства.
- У нас государство тоже тратит деньги, например, на детские дома:
- Но социальная работа последовательно не ведется, так как перед ними не стоит задача сохранения семьи. А органы опеки при муниципалитетах не ведут эту работу, потому что нет кадров. В России 3,5 тысячи органов опеки, в трети из них нет инспектора по охране прав детей. Кроме стандартов работы учреждений, должны быть прописаны и критерии эффективности. Их тоже нет, и непонятно, на что ориентироваться и что требовать от учреждения: изменилась ли ситуация в семье, повысился ли уровень безопасности ребенка, как изменилось его физическое и психологическое состояние. Все оценивается на глазок.
Мы в ответе за сирот
- Вы говорите, что в Петербурге мало детских приютов. А сколько требуется?
- Существует норматив: один приют на 10 тысяч детского населения. В Петербурге их должно быть около семидесяти, то есть в четыре раза больше, чем сейчас. Но есть еще вопрос неэффективности системы. У нас 39 детских домов, некоторые из них стоят полупустые. Почему бы их не превратить в социально-реабилитационные центры, открытые для работы с кровной семьей? Вообще, детский дом в том виде, в котором он существует сегодня, неэффективен. Гораздо продуктивнее вместо детских домов, домов ребенка, кризисных центров и так далее создать один тип учреждения, который будет работать с детьми от 0 до 18 лет. Причем и с сиротами, и с теми детьми, кто просто оказался в трудной ситуации.
- Трудно найти новую семью для ваших ребят?
- Мы ежегодно устраиваем в семьи 20-30 детей. Но прежде проводим с потенциальными родителями большую работу. Выясняем мотивацию, ведем психотренинги. На этом этапе многие понимают, что еще не готовы к такому шагу. Зато когда новый союз сложился, результаты потрясающие. От нас уходили в семьи пятилетние дети в состоянии "городских маугли". Даже говорить не умели. А уже через два года шли учиться в обычную школу! Но в целом в нашем обществе не востребован потенциал здоровой семьи. На международное усыновление ушло в прошлом году 512 ребят - вчетверо больше, чем осталось в петербургских семьях! На телевидении нет ни одной программы, которая последовательно бы рассказывала о профессиональной работе в этой сфере. Объясняла бы людям, что социализация детей-сирот - это личная проблема всех граждан, а не только государства. Потому что государство только выполняет роль костыля, подпорки в виде детских домов и приютов. А системообразующий элемент - семья. Во всех западных странах это так.
Между прочим, когда семья принимает ребенка, это стабилизирует ее внутрисемейные отношения, дает возможность их дальнейшего развития. Это закон.
P. S. Если вы готовы взять на воспитание ребенка, можно обратиться в "Дом милосердия" по телефону 321-07-75.