Примерное время чтения: 7 минут
97

Вячеслав Екимов:"Золото Афин заставит меня готовиться к Пекину"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34 24/08/2005

До конца августа международный арбитражный суд в Лозанне должен закончить разбирательство по делу американца Тайлера Хэмилтона, выигравшего на Олимпиаде в Афинах индивидуальную шоссейную велогонку. Если его признают виновным в употреблении допинга в 2004 году, золотую медаль у Хэмилтона отберут, и достанется она 39-летнему Вячеславу Екимову. В олимпийской "разделке" ветеран питерского спорта финишировал вторым.

Мой адвокат отнимал медаль у Лазутиной

- Если высшая награда Афин найдет героя, можно будет вылезать из седла и почивать на лаврах?

- Как раз наоборот. У велогонщиков существует негласная традиция: человек, выигравший гонку, обязан выйти на старт этой же гонки в следующий раз и отстоять свой титул. Потому и выигрывают у нас одни и те же старты одни и те же люди, что готовятся к ним специально. Я никак не думал в 2000 году победить в Сиднее, и вообще собирался заканчивать с карьерой спортсмена после той Олимпиады. И вдруг золотая олимпийская медаль! Пришлось, согласно традиции, через "не могу" готовиться к следующему старту. Я подготовился - и в Афинах у меня было "серебро". Вроде как оно ни к чему не обязывает. Но получи я золотую медаль - она на 100% заставит меня готовиться к Пекину.

- Однако нынешний лозанский процесс еще не даст желанного результата...

- Да, придется побороться, но шансы очень высоки. Хэмилтон попался на допинге в сентябре, во время "Вуэльты"-2004 (ежегодная велогонка по дорогам Испании, вторая по значимости в мире после "Тур де Франс". - Б. М.), буквально через 20 дней после афинской Олимпиады. Обе допинг-пробы дали положительный результат. Началась процедура его дисквалификации. В странах, где дисквалификацией занимаются федерации, она проходит быстро, в Америке все идет через суд, и процесс затянулся. Там страна законопослушная, а закон можно трактовать и так, и эдак. В конце концов, в апреле 2005-го решение вынесло американское отделение Всемирного антидопингового агентства ВАДА. Результаты проб положительные, дисквалификация на два года. В США Хэмилтону жаловаться было бесполезно, и он использовал второй шанс - в начале мая обратился с апелляцией в Международный арбитражный суд в Лозанне. Там подобные дела разбираются в срок до четырех месяцев. Если вердикт ВАДА будет оставлен в силе, начнется борьба непосредственно за мою медаль. НОК России подал апелляцию в тот же лозанский суд еще в декабре. "Застолбили" очень хорошего адвоката, который берется только за беспроигрышные дела. По стечению обстоятельств, в свое время он "отнимал" олимпийское "золото" у нашей лыжницы Ларисы Лазутиной. Адвокат сказал: пока нет официального решения о дисквалификации, все старания - бесполезная трата времени и денег. Подтвердит арбитражный суд, что Хэмилтон наказан справедливо, - попробуем забрать медаль.

Велосипед лечит и калечит

- То есть награда изменит всю вашу жизнь?

- Жизнь - не знаю, а вот спортивную карьеру точно. Это будет мое третье "золото", завоеванное в разные годы на Олимпийских играх. Своеобразный рекорд. По-моему, только один спортсмен в истории Олимпийского движения завоевал три золотых медали на трех разных Олимпиадах. Но у меня разница между первой и последней медалями высшей пробы составит 16 лет, это уникальный результат. В общем, много таких амбициозных вопросов. Не все в спорте замешано на деньгах, кое-что делаешь, чтобы удовлетворить свое тщеславие.

- Иначе говоря, войти в легенды...

- Думаю, и сейчас, после всех своих лет в велоспорте, я популярен почти так же, как Лэнс Армстронг (партнер Екимова по команде "Дискавери", переболевший раком и выигравший после этого подряд семь гонок "Тур де Франс", включая последнюю. - Б. М.). Все видят, выходя на старт: вот Екимов, он 17 лет в профессиональном спорте, он все еще здесь, он все еще хочет выиграть или помочь команде. Это людей заводит. Впрочем, кто провел в нашем спорте больше 10 лет, обречен на пожизненное пребывание в движении. Велосипед - он калечит, он же и лечит одновременно.

- Если вспомнить, что весной вы сломали позвоночник на тренировке, первую часть вашего афоризма нельзя не признать справедливой.

- Вторую тоже. Я ведь снова катаюсь, хотя еще в конце июня мне запрещали сидеть, только стоять, лежать и ходить. Готовлюсь к "Вуэльте". Не знаю, поеду ли, ведь "Вуэльта" - тяжелая гонка. Я бы подготовился к ней лучше, если б не потерял 25 дней. "Поймав" в начале мая в Америке тот злосчастный бугор на асфальте - я ударился о руль и кувыркнулся в канаву, сломав грудину и два позвонка, - я не собирался оперироваться. Американцы сделали миллион снимков, включая магнитно-ядерное исследование, УЗИ, обычный рентген, и уверили, что могу восстановиться своими силами. Думаю, американцы просто дрогнули. Случись что у них - моя страховка "добила" бы любого хирурга, вот они и предпочли от меня откреститься. Приехал в Россию, отлежал три недели без улучшений, обратился в Институт травматологии и ортопедии имени Вредена. У профессоров глаза на лоб: как с такой травмой я вообще хожу? В 75% подобных случаев наступает невралгия. Сделали сложную операцию: два сломанных позвонка соединили с одним здоровым металлической "балкой" и затянули конструкцию шестью гайками и болтами. Спасибо, люди вошли в мое положение - "раздвинули" плановые операции, но почти месяц я потерял.

Недокатать - как недолюбить

- А может, травма была знаком свыше, мол, "пора завязывать"?

- Я и сам толком не разобрался, Бог ли уберег меня от чего-то, послав такое испытание, или сверху "предупредили", что пора уходить. Афинское "золото" станет подсказкой. Кстати, признаю, что олимпийская медаль Сиднея была мне просто небом подарена. Наверное, как награда за многолетнюю работу, за все, что я отдавал спорту, порой не задумываясь, надо ли оно мне самому, команде или даже стране. Ведь можно быть фанатом, биться за то, чтоб звучал гимн, а понимания не встречать. Только отчетные галочки и рукопожатия. Я стране принес на Олимпиадах две золотых медали, может, будет и третья. При этом Россия и наш Спорткомитет вложили в меня максимум 2-3 тысячи долларов - билеты на самолет, кратковременные сборы перед Афинами... Можно двукратному олимпийскому чемпиону купить квартиру по себестоимости (я понимаю, бесплатно их уже не дают)? Но никаких движений, одни обещания. У нас о спортсменах вспоминают, только когда приближаются Олимпиады. Вот тогда всем нужны люди, готовые прославлять страну. Проходит Олимпиада - и на четыре года снова затишье. Я вас уверяю: не будь Олимпийских игр, весь спорт, кроме игровых видов, у нас давно бы умер. Ведь моя травма не волновала в государстве никого. Операцию я делал за собственные деньги. От Спорткомитета никто даже не позвонил. Звонили друзья, журналисты...

- Так стоит ли мучиться и через "не могу" крутить педали до Олимпиады-2008 в Пекине?

- Стоит. Я такой человек, что всегда иду к намеченной цели. У меня, откровенно говоря, и без Хэмилтона была цель подготовиться к Пекину. Вызывает это у кого-то улыбку или нет, поскольку мне исполнится 42 года, тем не менее... Оценивая самочувствие и свои возможности, я вижу шанс пройти отбор и быть в составе команды. Не утверждаю, что непременно добуду золото. Хотя что-то происходит со мной в олимпийский год - я набираю форму, настраиваюсь, а в той же "разделке" на чемпионатах мира выше шестого-седьмого места никогда не поднимался. Просто для меня велоспорт и профессиональные гонки - дело жизни, и упускать последнюю возможность я не хочу. Недокатать - как недолюбить.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах