Даже в день рождения российского президента Валентина Матвиенко "нагрузила" его питерскими проблемами. Губернатор попросила Владимира Путина изменить систему управления строительством КЗС в Финском заливе и укрепить кадрами стройку, ведущуюся с советских времен.
Дорогу по гребню в 2008-м не проложат
Темпы сооружения дамбы возмутили Смольный еще минувшим летом (см. "На дамбе все спокойно" в "АиФ-Петербург" N 30 от 27.07.05). Узнав, что подрядчики на важнейших частях проекта - судопропускных сооружениях С-1 и С-2 - будут определены только осенью, Валентина Матвиенко выразила сомнение, что стройка находится в надежных руках. И даже пообещала начальнику Дирекции КЗС Госстроя России Борису Пайкину снять голову с плеч, если тот собирается "плыть по течению и зарывать деньги в песок".
Терпение Валентины Матвиенко лопнуло после очередной инспекции дамбы, которую провел 30 сентября директор "Росстроя" Владимир Аверченко. Возглавляемая им комиссия Министерства регионального развития выяснила, что из уже пришедшего на КЗС в 2005 году миллиарда рублей за 3-й квартал строители освоили лишь 400 миллионов. Кроме того, во время визита Аверченко красной нитью прослеживалась мысль, что в 2008 году может быть сдана в эксплуатацию лишь гидротехническая часть дамбы и что дорога по гребню КЗС - дело отдаленного будущего. А ведь еще в марте, когда готовилась программа достройки комплекса, Валентина Матвиенко убеждала правительство РФ: дамба должна быть сдана в 2008 году, и будет выполнять не только защитную, но и транспортную функцию.
Подрядчиков объявят 28 октября
Рассерженная Матвиенко при первой же возможности обратилась к Владимиру Путину. "Я информировала президента о неудовлетворительном положении дел на строительстве КЗС и высказала предложения на этот счет, - сообщила журналистам губернатор. - Нужно поменять систему управления, нужно укрепить кадры, нужно окончательно утвердить программу и интенсифицировать стройку, чтобы наверстать отставание. Президент согласился с этим и сказал, что даст поручение провести в ближайшее время совещание правительства РФ, с тем чтобы эту ситуацию изменить".
Источник в Дирекции по строительству КЗС, с которым связался "АиФ-Петербург" после заявления Валентины Матвиенко, тем не менее, назвал отставку Бориса Пайкина маловероятной и предположил, что губернатор немного успокоится через пару недель: 28 октября должны быть официально объявлены итоги тендера по судопропускникам С-1 и С-2. Подрядчики уже определены, ими стали Vinci Construction Grands Projets и ЗАО "Инжиниринговая компания "Трансстрой". Но эта часть работ финансируется за счет Европейского банка реконструкции и развития, и банк еще не утвердил выбор дирекции.
Заметим, что начальник другой питерской "стройки века" - Кольцевой автомобильной дороги (КАД) - недавно тоже был снят с работы не без участия Смольного. Одной из главных причин отставки Егора Тратникова считается "заваливание" сроков сдачи Восточного полукольца. В 2005 году пустить по нему машины вряд ли удастся (о чем "АиФ-Петербург" предупреждал своих читателей еще в августе), и после отставки Тратникова строители заговорили о первой половине 2006 года. Осторожно, вполголоса, совершенно так же, как раньше говорили о невозможности сдать дорогу по гребню дамбы в 2008 году.
Обе "стройки века" замкнут на Смольный?
Причастность Валентины Матвиенко к последним кадровым решениям на КАД официально никем не подтверждена. Но стремительность, с которой был отправлен "на другую работу" неугодный Смольному преемник Тратникова, подводит к такому выводу. Ведь бывший зам Владимира Яковлева Александр Смирнов не проработал во главе Дирекции по строительству транспортного обхода (ДСТ) и двух недель, после чего уступил место первому замдиректора ДСТ Борису Мурашову.
После обращения Матвиенко к Путину сомнений в том, что именно губернатор решила активно вмешаться в обе стройки, практически не осталось. Антикризисный сценарий, предложенный ею для КЗС, и перемены в управлении КАД - уже происшедшие и ожидаемые, - похожи, как две капли воды. В настоящее время в ДСТ уже создается специальный орган по взаимодействию с органами государственной власти Петербурга и Ленинградской области. Нечто похожее, по данным "АиФ-Петербург", ожидается и на дамбе. В связи с чем люди, близкие к городскому правительству, многозначительно намекают, что ни КЗС, ни КАД "не отданы на откуп определенным людям, структурам или их представителям". Это стройки, успешное завершение которых на долгие годы определит и будущее северной столицы, и будущее многих российских политиков.