70

Два года: успехи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 12/10/2005

и просчетыИсполнительная власть подводит итоги двухлетнего пребывания Валентины Матвиенко на посту губернатора Санкт-Петербурга. Отчеты городского правительства полны оптимизма. Однако депутатам Законодательного собрания видны не только успехи, но и просчеты администрации Петербурга. С вопросом, чего было больше в деятельности губернатора и ее команды - достижений или недоработок, мы обратились к руководителям постоянных комиссий и комитетов городского парламента.

Некоторые решения попахивают волюнтаризмом

Михаил АМОСОВ, председатель комиссии по городскому хозяйству, координатор фракции "Демократическая":

- Говоря о заслугах исполнительной власти, прежде всего надо отметить значительное увеличение поступлений в городской бюджет. У города появились новые возможности для решения наболевших вопросов. Приход в Петербург крупных инвесторов тоже положительный момент. Это и строительство завода "Тойота", и привлечение китайских инвесторов. Однако, что касается развития западной части Васильевского острова, то этот проект попахивает волюнтаризмом и вызывает некоторые сомнения. Большое достижение исполнительной власти - разработка и принятие Генплана. Если не вдаваться в подробности, это безусловно хорошо, и губернатор проявила должную настойчивость в данной работе.

Если говорить о проблемах, то, на фоне предвыборных обещаний дать зеленый свет малому бизнесу, мы имеем скорее обратную картину: ликвидация ларьков на остановках общественного транспорта, мелкорозничной торговли в метро, конфликт с пассажирскими перевозчиками. В целом доступ малого бизнеса к земле и недвижимости не упростился. Недостаточно энергично решается проблема ликвидации уплотнительной застройки. Причина в отсутствии внятной политики в процессе межевания земли. Губернатор считает, что не стоит на это тратить деньги.

Поэтому как была уплотнительная застройка, так она и осталась. Необходимо сказать, что рост жилищных и транспортных тарифов не сопровождается улучшением качества работы соответствующих служб. Не стало лучше в Петербурге с демократией и свободой средств массовой информации. В этом смысле Валентина Матвиенко продолжает политику Владимира Яковлева, и получается у нее даже лучше, чем у предшественника. Посмотрите на "Пятый канал". Это пропагандистская машина исполнительной власти, на которой нет места для оппозиции.

Изменилось качество инвестиций

Игорь МИХАЙЛОВ, председатель комитета по законодательству, член фракции "Единая Россия":

- Я бы на самом деле не стал так ставить вопрос: что было хорошо, а что плохо. Надо отдавать себе отчет, что мир сам по себе не идеален, и новый губернатор не может гарантировать резкое изменение в состоянии городских дел. Мы можем лишь рассуждать о том, есть ли поступательное развитие города и как себя ощущают его жители. И здесь надо сказать, что последние два года стали тем фундаментом, на котором, опережая инфляционную составляющую, мы сможем увеличить зарплату работникам бюджетной сферы. Конечно, поступательное развитие не дает ощущения благоденствия, но есть значительная подвижка вперед, и бюджет Петербурга тащит это на себе.

Изменилось качество инвестиционных процессов. При прежней администрации каждый раз надо было разбираться: это прямые инвестиции, и мы увидим дома или заводы, или это какие-то заимствования, которые проедаются и виснут на бюджете тяжелыми веригами. Сегодня инвестиции гарантируют появление новых рабочих мест и развитие инфраструктуры города. Это и жилой квартал, который построят китайцы, и завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений, и появившаяся перспектива достройки дамбы, и Западный скоростной диаметр, и Орловский тоннель, которые решат часть транспортных проблем.

Что бы я покритиковал, так это тяжелую бюрократическую машину. Если бы она работала пошустрей, то можно было бы сделать еще больше. Необходимо увеличивать скорость принятия решений. Назрела необходимость повнимательнее присмотреться к структуре администрации с точки зрения ее совершенствования.

У администрации есть реальные результаты

Владимир БАРКАНОВ, председатель Бюджетно-финансового комитета, член фракции "Родина":

- Сначала о положительных моментах. В Петербурге определился политический статус-кво. Вся полнота власти перешла в руки губернатора, который сегодня владеет ясной, взвешенной, без примесей клановости и лоббизма информацией и может принимать верные политические решения. В результате бизнес поверил в устойчивость этой власти и в преемственность разумных экономических преобразований. Пошли реальные предложения по инвестированию и расширению промышленных производств. Наконец, полностью сформировано городское правительство. Это рабочее правительство, где люди умеют заниматься хозяйством, политикой и реформаторскими функциями.

Теперь что удалось реально сделать. За время правления губернатора и ее команды произошло удвоение городского бюджета Петербурга. Такого показателя, свидетельствующего о бурном экономическом развитии региона, нигде в России больше нет.

Создана система координат развития города. У нас появился Генплан, а разработанная программа социально-экономического развития города, на мой взгляд, на порядок лучше федеральной. В городской программе проработаны реальные показатели, нормативы и эффективные методы контроля за ее выполнением.

Удвоение бюджета за три года, система координат социально-экономического развития и Генплан - вот показатели реальной работы правительства. Впервые в городе будет построено свыше 150 тысяч квадратных метров жилья для расселения аварийного и ветхого жилого фонда. Прежде этого не было. Долгие годы ни один бюджетный рубль не тратился на улучшение жилищных условий тех, кто сегодня живет в собственном государстве как в гетто.

Что касается недостатков. Было бы наивно полагать, что в городе все безупречно. Конечно же, это не так. И первая проблема, которая за два года так и не была решена, это работа общественного транспорта. Мало того, не найдены даже пути ее решения. Попытка реформирования сферы общественного транспорта провалилась, на мой взгляд, из-за неумелого управления этой отраслью.

Еще один вопрос, который правительству не удалось решить, это организация дорожного движения. Из-за пробок по городу не проехать ни утром, ни днем, ни вечером, а иногда даже и ночью. За два года в этой сфере стало только хуже.

Есть проблемы с уплотнительной застройкой. Настолько много политически непопулярных распоряжений издал прежний губернатор, что до сих пор мы не расквитались с этой трудной проблемой. Да, появился Градостроительный кодекс Петербурга. Комитет по строительству пытается навести порядок. Но в полном объеме отстоять интересы горожан правительству пока не удается.

Из недостатков я бы отметил еще недостаточное внимание сфере благоустройства и озеленения города. Хотя есть в этой области и некоторые положительные сдвиги.

Порочная практика вето

Наталия ЕВДОКИМОВА, председатель комиссии по социальным вопросам, член фракции "Демократическая":

- Что удалось сделать. Губернатор постаралась упорядочить с помощью законов те аспекты жизни города, которые законами никогда упорядочены не были. Прежде всего я имею в виду принятый Градостроительный кодекс. Нельзя в нашем городе строить где ни попадя! Второе, что было сделано, это проект социально-экономического развития города. Для того чтобы понять, куда надо вкладывать деньги прежде всего, а куда во вторую очередь, что мы получим после вложения средств через пять лет, надо иметь перспективный план развития. Он у нас есть. Не все меня в нем радует, но мы попытались упорядочить решение глобальных городских проблем в виде единого нормативного правового акта и придать ему значимость закона. Это очень важно.

Сейчас в муках рождается так называемый социальный кодекс Петербурга, который должен на законодательной основе упорядочить ситуацию с различными аспектами социальной защиты населения. Эта наша инициатива, которая поддержана губернатором.

Чем я недовольна. К сожалению, продолжается практика, которая еще при Яковлеве стала основой взаимодействия исполнительной власти и Законодательного собрания. Это система вето. Из тех законов, что разрабатываются депутатами, большая часть не принимается губернатором. На шесть законов из семи, принятых в социальной сфере депутатами этим летом, губернатором было наложено вето. О чем это говорит? О том, что исполнительная власть не использует свое право законодательной инициативы. Закон пишется и принимается в трех чтениях не за день и не за два. Если это серьезный закон, то на его создание уходят годы и месяцы на его принятие. Достаточное время, чтобы вмешаться в его разработку. А мы получаем от губернатора вето, которое ни с юридической точки зрения, ни с точки зрения целесообразности, человеческой логике не поддается. Яркий пример. Сегодня городской закон о прожиточном минимуме не соответствует федеральному законодательству. Произошла монетизация льгот. Льготники должны платить за телефон и проезд в транспорте. Изменилась социальная норма площади жилья. Все это требовало изменений в законе о прожиточном минимуме. Мы сделали это, но губернатор наложила вето. Таким образом, сегодня правительство Петербурга нарушает права граждан, назначая им социальные выплаты в соответствии с неправильным законом.

Как негативную тенденцию я бы отметила сокращение количества законодательно оформленных социально-экономических и медико-социальных программ, направленных на решение проблем детей-сирот, диабетиков, инвалидов и так далее. Если при Яковлеве их было около шестидесяти, то теперь осталось буквально с десяток. Эти программы не возобновляются. Губернатор считает, что достаточно соответствующих постановлений правительства. Но если программа оформлена в виде закона, то заложенные на ее реализацию деньги нельзя использовать на другие нужды. Если же это всего лишь постановление правительства, то закон о бюджете, как нормативно-правовой акт более высокой силы, может скорректировать в нем цифры. В результате можно только декларировать и ничего не делать.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5


Самое интересное в регионах