64

Учитель должен спасать, а не губить

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42 19/10/2005

Недавняя трагедия в 262-й школе снова заставила говорить не столько об учениках, сколько об учителях. Как в школе могли оказаться люди, которых заботит только честь своего мундира, что проявилось в редкостном равнодушии к самому факту гибели ребенка? Почему в школе, которая считается бесплатной, деньги берут?

Школа против огня

Многие жители города, как можно судить по редакционной почте и интернет-форумам, серьезно ополчились на массовую школу. Тем не менее именно в нее ходит большинство детей - в обычную, среднюю, порой очень среднюю школу, стоящую унылой четырехэтажкой посреди спального района, куда "сливают" всех окрестных хулиганов. Но как раз в подобной школе год назад произошел случай, "обратный по знаку" тому, что нынче у всех на устах.

Напомним страшную историю, случившуюся с семьей Ивановых. При пожаре пострадали мать и двое детей - учеников 341-й школы Невского района, а квартира их полностью выгорела. Мать и дочь, спасаясь от огня, прыгали с высоты и оказались обездвижены, а сын сильно обгорел. Родственников у них нет, помочь им было некому. Деньги погорельцам собирала вся школа, а старшеклассники и учителя после уроков отремонтировали квартиру, которую в жилконторе признали неремонтопригодной. Дети приносили Ивановым кто что: посуду, одежду, постельные принадлежности, администрация школы купила мебель. Когда Ивановы вернулись из больниц домой, они были потрясены. Юля Иванова закончила 11-й класс, при этом училась она большей частью в больницах. И есть надежда, что девочка сможет поступить в институт, хотя она пока не ходит. Ее брат Виктор - старшеклассник, и школа для него в прямом смысле - дом родной.

341-я школа находится рядом со станцией метро "Улица Дыбенко", неподалеку от печально знаменитого Правобережного рынка. Район панельный, грязный, как и большинство обветшавших новостроек 70-х годов. Школа не имеет никакого особого статуса - не языковая, не математическая, не гуманитарная. Народу там - тьма: в этом году тысяча сорок с хвостом человек. А в соседних школах, имеющих такие же здания, - по пятьсот человек. В 341-ю народ идет, в соседние - ни за что.

Как удается в массовой школе создать атмосферу, в корне отличающуюся от той, что описывает среднестатистический родитель в своих жалобах: "недалекие и грубые учителя, которые только троечников и могут учить; одноклассники - хулиганы; классная требует денег себе на подарки; в туалете один приличный унитаз на всех; столовая грязная; в гардеробе крадут вещи"?

Кому довериться в беде

- История семьи Ивановых сплотила нас. Мы теперь знаем: если каждая школа спасет, а не погубит хоть одну семью, дела в обществе пойдут на поправку, - говорит Людмила Павловна Швец, директор 341-й школы. - Мы не создаем никакой особой атмосферы, просто работаем и с детьми, и с учителями. В каждом классе время от времени проводим анонимные анкеты и для детей, и для родителей. Дети пишут, комфортно ли им учиться у нас, нравятся ли им учителя, что они хотели бы изменить в школе, и даже такой вопрос есть: "Есть ли у тебя кто-нибудь, кому ты можешь довериться в трудную минуту?". Родители тоже оценивают деятельность педагогов со своей взрослой "колокольни".

Конечно, у нас дети есть всякие. И хулиганы, и просто трудные ребята, у которых в семье проблемы. Мы даже "подбираем" тех, кого вытурили из соседних школ. Я знаю школы, куда зачисляют только за взятки. Вот они и стоят полупустыми. В этом году в роно я даже писала объяснительную - почему у меня в школе на 48 человек больше нормы, как это мы дошли до жизни такой. К нам идут, потому что хотят учиться именно у нас, - разве это плохая слава?

Если к нам приходит работать человек, который не любит детей, - пусть он будет хоть трижды хороший предметник, я не приму его на работу. Были у меня такие случаи. Мы открыты с раннего утра до глубокого вечера - у нас ведь продленка, и многие родители, которые не могут бросить работу, доверяют нам своих детей.

Да, мы тоже собираем деньги на школьные нужды. У меня с 2000 года ведется журнал, где учитываются все приходы-расходы. Я на родительских собраниях отчитываюсь за каждый потраченный рубль. Мне родители из зала даже кричат: "Людмила Павловна, хватит, до копеек уже дошли!" А что нам делать без родительской помощи? Школу как построили, так ни разу и не ремонтировали. Мы сейчас ее ремонтируем. Дети сами говорят, что им приятнее заниматься в новых и чистых помещениях.

Поборы или жестокая необходимость?

Людмила Павловна рассказала и о деньгах, взимаемых с родителей на школьные нужды (то, что в быту обычно именуется "поборами"). У директора в амбарной книге записано, на что были потрачены деньги, собранные с родителей с 2000 года по первую половину 2005-го:

1. Кресла в актовый зал (взамен полностью обветшавших) - 150 тыс. руб.;

2. 4 комплекта мебели для школьных кабинетов - 280 тыс. руб.;

3. Ксерокопировальный аппарат - 31 тыс. руб.;

4. Капитальный ремонт вестибюля, гардероба и столовой - 1 млн. руб.;

5. Металлические решетки на весь первый этаж с внутренними замками - 370 тыс. руб.;

6. 6 металлических входных дверей - 22 тыс. руб.;

7. Решетки на подвальные окна - 39 тыс. руб.

Каждый ребенок сдает по 50 рублей в месяц на охрану и по 460 (иногда 500) рублей в полугодие на ремонт школы и обслуживание гардероба. Примерно 40% учеников не платит - либо по бедности, либо из-за принципиальной позиции родителей, отчего недостающие деньги приходится вкладывать учителям и другим, более сознательным или зажиточным родителям. Спонсоров у школы нет. Государство дает деньги только на зарплату учителям и на оплату коммунальных услуг.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах