aif.ru counter
59

Гранит науки дома тверже

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35 30/08/2006

Первого сентября у юных петербуржцев начнутся школьные занятия. Но далеко не все из них сядут за парты. Родители все чаще выбирают для своих детей семейную форму обучения.

Не тратить время зря

Чтобы учиться дома, родителям необходимо заключить со школой специальный договор. При этом школа предоставляет ученику учебники и другую имеющуюся в библиотеке литературу, оказывает методическую помощь, а родители берут на себя полную ответственность за образование ребенка. Если в конце года он не проходит в школе итоговую аттестацию, о дальнейшем домашнем обучении можно забыть.

"Мы с мужем сразу решили, что будем учить детей дома, - говорит Елена Коростылева. - У нас их пятеро, старшая в этом году перешла в четвертый класс, вторая дочь - в третий. По нашему убеждению, в школе очень много времени дети теряют понапрасну, на совершенно необязательные вещи. Конечно, когда родители работают, иного выхода, как отдать ребенка в школу, нет. Но поскольку я сижу дома, то семейное обучение для нас - идеальный вариант. Занимаюсь с детьми часа по три в день: русский, чтение, математика. В конце каждой четверти они пишут контрольные работы. Если есть какие-то недоработки, учителя нам подсказывают, и мы их исправляем. Главное, что остается свободное время на занятия по интересам. Каждый день дети ходят на акробатику, два раза в неделю - в музыкальную школу.

Конечно, в старших классах учиться дома будет сложнее. Но у нас есть знакомые, которые могут дать консультации по школьным предметам на очень хорошем уровне. Главная проблема - иностранный язык. Его дома не выучишь. Наверное, придется идти на курсы".

Экстремальное обучение самостоятельности

Семейная форма обучения особенно популярна у родителей, которые видят в своих детях будущих великих музыкантов, художников или балетных прим. Для них школьные знания на втором месте, на первом - творческий рост. Учить дома - единственный вариант и для тех, кто отдал детей в модельный бизнес. Подростки-модели с пятнадцати лет месяцами не берут в руки учебники, проводя время на подиумах и фотосессиях.

Но бывает, что забрать ребенка из школы родителей побуждают напряженные отношения с учителями. "У нас проблемы начались в пятом классе, - говорит Наталья Прохорова. - К середине года я поняла, что учителя поставили на дочке клеймо "тихая троечница". Но я-то знаю, что ребенок способен на большее. Доказывать учителям обратное было бесполезно. Менять школу тоже не выход - могло повториться все то же самое. Поэтому я выбрала радикальный вариант: перейти на домашнее обучение, чтобы научить ребенка самостоятельности.

Первые три месяца было очень тяжело. Учиться дома намного сложнее, чем в школе. Дочка по 6-7 часов сидела дома, зарывшись в книги. Но постепенно ее перестал пугать большой объем работы, который надо выполнить самостоятельно. А главное, она поняла, что может с ним справиться. Знаете, как она была горда, когда за один присест решила сразу два десятка задач по математике! Так или иначе, но пятый класс мы закончили с одной тройкой".

Ген индивидуальности

Конечно, учиться и учить дома дано не каждому, особенно в начальных и средних классах. Такая форма обучения не может быть массовой. "Обучение на дому больше подходит старшеклассникам, - говорит директор частной школы, специализирующейся на экстернате, доцент кафедры педагогики и андрогогики Академии постдипломного педагогического образования Ольга Владимирская. - Когда к нам приходят родители с маленькими детьми, мы стараемся отговорить их от этого шага, поскольку даже у пятиклассников учебные навыки еще не сформированы. Чтобы учиться дома, ребенок должен понимать, что такое план занятий, уметь формулировать вопросы и самостоятельно регулировать отдых и работу. Хорошо, если у родителей есть педагогическое образование, но даже в этом случае необходим постоянный контроль со стороны методиста.

Со старшеклассниками проще. Многие уже готовы учиться самостоятельно, сорганизованы по профессиональному признаку. Знают, чему хотят посвятить жизнь: компьютерным технологиям или, например, биологии. Я бы сказала, что в основном у нас учатся дети с доминирующим геном индивидуальности, у которых все по максимуму. Например, в прошлом году наш выпускник сдал ЕГЭ на 100 баллов и сразу поступил в университет. Либо, наоборот, к нам приходят дети, не справляющиеся со школьными нагрузками, требующие индивидуального подхода.

Конечно, есть родители, которые принципиально не хотят, чтобы их ребенок не ходил в школу. Причины могут быть разные, вплоть до национальных. Бывает, что дети, пережив в школе психологическую травму, отказываются ее посещать. Но учиться самостоятельно тяжело, и как правило, справившись с проблемой, они возвращаются в обычную школу".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах