Примерное время чтения: 6 минут
164

Сергей Гуревич: "Водород - в каждый дом"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 16/05/2007

В Петербурге проходит научно-популярный фестиваль "Дни науки". В его рамках ведущими учеными страны обсуждается один из самых актуальных вопросов современности - поиск альтернативных источников энергии. Санкт-Петербург лидирует в этом вопросе.

О том, какие возможности открывает водородная энергетика человечеству, читателям "АиФ-Петербург" рассказал заведующий лабораторией полупроводниковой квантовой электроники Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе доктор физико-математических наук Сергей ГУРЕВИЧ.

"Чистые" автобусы

- Самая главная задача, которая ставится перед водородной энергетикой, - децентрализация энергоснабжения. Мы привыкли к тому, что в каждый дом любого населенного пункта проведено электричество. Но мало кто задумывается, в какие сумасшедшие затраты обходится энергоснабжение труднодоступных, дальних деревень.

Есть и другая проблема - вы наверняка помните, какие неприятные последствия были у аварий с массовым отключением электроэнергии в Москве и Нью-Йорке. А если бы каждый дом питался от своей мини-электростанции?

- Но в магазинах можно увидеть мини-генераторы - их нередко используют огородники на своих дачах.

- Да, но работают такие устройства, как правило, на бензине. Соответственно, дают сильный и ядовитый выхлоп. Водородные генераторы - экологически чистые. В их основе - так называемые "топливные элементы", это устройства, которые преобразуют химическую энергию водорода в электрическую. Из выхлопной трубы же при этом будет выделяться лишь водяной пар.

- Альтернативная и, в част.ности, водородная энергетика - тема очень "модная" и обсуждаемая. Но насколько наука от теории продвинулась к практике?

- Миниатюрные устройства с топливными элементами поступили в продажу уже в прошлом году. Пока они могут использоваться для питания небольших электронных устройств, скажем, мобильных телефонов. Но постепенно водородная энергетика войдет в нашу жизнь - она частично вытеснит и заменит привычные нам источники энергии. Конечно, гидроэлектростанции, так же как и атомные станции, никуда не исчезнут. Но выбор у потребителя будет больше.

- Когда же, по вашим оценкам, начнется массовое производство, например, автомобилей с водородными двигателями? На наш с вами век это придется?

- Уверен, что да. Вспомните, еще совсем недавно мобильная связь казалась чем-то фантастическим. Сегодня без нее практически никто не обходится. Так и здесь. Учитывая интерес, который проявляют к водородной энергетике ученые всего мира, прорыв будет очень скоро. Кстати, в Чикаго городские автобусы уже оборудованы энергетическими установками на основе топливных элементов. Такой транспорт - абсолютно чистый. Что решает и еще одну серьезную проблему современности - экологическую.

Россия была первой

- Какая страна является лидером в разработках?

- Сложно сказать. Практически все развитые страны уделяют этому вопросу серьезное внимание. Но больше всех преуспели все-таки американцы - они давно занимаются поиском альтернативной энергии и имеют мощные государственные программы поддержки данных исследований.

- А где сейчас находится Россия?

- История этого вопроса, в общем-то, типична для нашей науки в целом. Первые исследования начали проводить в СССР еще в 40-х годах! Мы были первой страной мира, которая занялась поиском альтернативных видов энергии. Настоящий прорыв произошел в 70-х - тогда на нашем космическом корабле "Буран" энергетическая установка уже работала на основе топливных элементов. Американцы в то время еще и "шатла"-то не имели. Тогда же начались и эксперименты по созданию "чистого" автомобильного двигателя.

Но в 80-х эти разработки прекратились вместе с финансированием отечественной науки. Если бы не то безвременье, в которое пришлось жить советским гражданам, мы ушли бы в своих исследованиях далеко вперед...

- Но сейчас-то государство оказывает вам поддержку?

- Да, на государственном уровне этому вопросу уделяется серьезное внимание. Впрочем, частный бизнес тоже вкладывает в эту сферу немалые инвестиции.

- Слышала, что один из богатейших людей мира, бывший генеральный директор "Норильского никеля" Михаил Прохоров ушел из добывающего бизнеса, чтобы полностью заняться водородной энергетикой. В прессе называлась сумма в 20 млрд. долл. - это деньги, которые он готов потратить на исследования. Вы не знаете, уйдут ли эти миллиарды за границу или господин Прохоров оказался патриотом?

- "Норникель" еще в 2004 году начал инвестировать в водородную энергетику - даже организовал инвестиционную компанию "Новые энергетические проекты". Насколько мне известно, главные интересы Михаила Прохорова находятся именно в России. Но часть средств он вкладывает и в зарубежные разработки. И это правильно - мы должны не изолироваться от всего мира, а как можно больше взаимодействовать и делиться идеями с коллегами из других стран.

"Водородный банкомат"

- Насколько безопасно использование водорода для производства энергии?

- Практически любое производство имеет определенные риски. Мы знаем, какой ущерб наносят гидростанции природе, или с какой опасностью сопряжена эксплуатация атомных электростанций. Водород - непростая материя, при соединении с воздухом он взрывается. Сейчас ученые всего мира ломают голову над разработкой технологий хранения и транспортировки этого вида топлива.

Как это будет выглядеть на деле? Сложно сказать. Возможна, например, установка в общественных местах устройств, напоминающих банкоматы. Подсоединили вы, скажем, к нему свой ноутбук, работающий на водородном топливе, подержали минут пять - и все готово.

- Водородная энергетика требует создания новых заводов или достаточно будет переоборудовать имеющиеся производства?

- Строительство новых предприятий - слишком сложное и затратное дело. Думаю, первое время без этого можно обойтись. Например, мы в нашем институте занимаемся в основном разработкой миниатюрных топливных элементов, которые могут быть использованы для питания портативной электронной техники. Их можно было бы производить на существующих в Петербурге электронных предприятиях, которых в городе довольно много, причем они не имеют должной загрузки. А отсюда - и новые рабочие места, и инвестиции, и подъем экономики.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах