"Выключите... ветер!"
На аэродроме "Ржевка", что в 16 километрах от города, дул такой пронизывающий ветер, что впору было объявлять штормовое предупреждение.
"Выключите ветер!" - заорал кто-то, гонясь за "улетающим" реквизитом. Большинство актеров и персонал кутались в шерстяные пледы, а мощные чайники не успевали закипать.
Впрочем, актер Сергей Сухов чувствовал себя отлично. Он играл роль дяди Паши, помогающего пилотам, и был экипирован в кожанку, камуфляж, высокие ботинки и шлем. Примерял костюм супермена и исполнитель главной роли Евгений Славский (Костя). Он хорошо знаком театральному зрителю, но в кино его путь лишь начинается.
- Мы намеренно не брали медийных, раскрученных актеров, - объяснил режиссер Вадим Дуленко. - Ведь как происходит? Возьмешь одного - и потянется вся обойма. Нам не хотелось идти по проторенному пути. Наш фильм - это что-то среднее между "Достучаться до небес" и "Покровскими воротами". Поэтому "экшн" в ленте соединяется с иронией и сатирой.
Господа байкеры
Сначала снимали погоню на мотоциклах.
- Господа байкеры! - гремел в мегафон голос режиссера. - Пошли за "Фордом"!
И мощные мотоциклы с седоками, похожими на космонавтов, полетели вслед за элегантным авто. Впрочем, режиссер несколько раз останавливал "погоню" - добивался слаженности действий. В результате эпизод сняли с третьего дубля.
Для команды гонщиков это не первое знакомство с кино, но в обычной жизни у них самые земные профессии. Кирилл Кузнецов - руководитель среднего звена, Кирилл Наумов - технический директор стоматологической клиники, Владимир Бахмутов - генеральный директор совместного предприятия, Стас Куренков - экономист.
Однако большую часть трюков выполняют профессиональные каскадеры под руководством Николая Павлова.
- Мы уже не первый раз работаем с этой группой, - рассказывает Вадим Дуленко. - На Ленинском проспекте они с неба "падали" на крышу многоэтажки, прыгали на скорости по капотам машин, как зайчики. И сейчас выполняют наиболее рискованные трюки.
Полет "восьмерки"
Но ключевым моментом съемки стал полет "восьмерки" с 80-метровой высоты. Сначала создатели картины установили планку в 150 метров, однако служба безопасности разрешила только 50. В итоге сошлись на 80.
Вертолет "Балтийских авиалиний" готовили тщательно (час проката - 1600 у. е.). Установили три специальные камеры, причем одну привязали к шасси. Расставили апааратуру и на земле, определили расстояние, тщательно выбрали ракурс. Вертолет тоже сделал несколько кругов для "пристрелки".
Вдруг последовал приказ: из-за ураганного ветра и опасений, что машина упадет не туда, съемка переносится в начало полосы. В одну минуту все пришло в движение. Киношники - люди бывалые, знают, что в таких случаях спорить нечего - надо выполнять. Через двадцать минут вся аппаратура с бездной проводов, пультов, мобильными станциями, хозслужбами, парком техники переехала куда следовало. Снова стали устанавливать камеры...
Вертолет появился неожиданно. На троссе он тащил ни в чем не повинную легковушку. Она летела как-то боком, казалось - упирается. Сначала, минут на пятнадцать, обе машины "зависли" в кадре. И вот - "Мотор! Отрыв!". "Жигуленок" камнем полетел вниз с высоты 16-этажного дома.
Через минуту "восьмерка" оказалась сплющенной, словно консервная банка. К ней уже отовсюду бежали люди, причем самые ловкие стали тут же разбирать отвалившиеся запчасти. Якобы на сувениры. И хотя прямо перед нами лежала вверх колесами вдребезги разбитая машина, от происходящего веяло какой-то нереальностью. Казалось, сейчас откроются дверцы, кто-то выйдет, стряхнет пыль и скажет: "Я - в порядке".
Эпизод был снят. Мы подсчитали: в нем участвовали 25 актеров, 30 человек персонала, 10 легковых машин, 5 - обслуживающих, 4 мотоцикла, вертолет. Ушел практически весь световой день. В фильме эта сцена займет 1,5 - 2 минуты. А всего таких минут - 120.