Низкая цена
Суть технологии такова: голос с узловой станции преобразуется в последовательность IP-пакетов, которые через Интернет направляются в точку назначения. Там на подобном же оборудовании преобразуются обратно из IP-пакетов в голос и переводятся в телефонную сеть общего пользования. При этом для соединения со своей узловой станцией используются сети других операторов. Все это обеспечивает низкую себестоимость звонка. Подобные услуги сегодня предоставляют специальные провайдеры, сокращенно называемые ITSP (Internet Telephony Service Provider): они обеспечивают взаимодействие пользователей сети Интернет с абонентами телефонных сетей.
Из-за низкой цены данная технология быстро набрала популярность. Как среди физических лиц, так и среди предприятий и компаний, которым нужно решать проблему телефонизации своего бизнеса. Два традиционных варианта - создание собственных линий связи или аренда телефонных линий и номеров у оператора - имеют свои очевидные недостатки. Первый слишком затратен, так как требует закупки дорогого оборудования, создания собственной службы эксплуатации и ремонта, обучения сотрудников и т. д. Второй же более дешевым кажется только в самом начале, когда не нужно единовременно тратить большие суммы денег. Но в итоге оплата трафика через какое-то время начинает превышать стоимость создания корпоративной сети. А IP-телефония позволяет организовать ее, не вкладывая значительных средств в организацию линий связи и сокращая расходы на оплату телефонных переговоров.
Пробовали запретить
Естественно, традиционные поставщики услуг связи не очень заинтересованы в развитии IP-телефонии: это вынуждает их снижать собственные тарифы и сокращать издержки. Дошло даже до того, что некоторые американские операторы пытались добиться запрета IP-телефонии через Федеральную комиссию связи, однако получили отказ. Другой вариант сдерживать развитие этой технологии - проводить незаконную, по сути, политику, программно, на станции, запрещая доступ своих абонентов к голосовым шлюзам IP-операторов, либо юридически - на уровне договоров на обслуживание - взимать повышенную оплату за подобные соединения.
Однако прогресс не остановить. По данным аналитической компании AMI-Partners, в США не менее 42% предприятий малого бизнеса уже используют IP-телефонию или планируют ее внедрение. Среди компаний среднего размера подобный показатель составляет 61%. Причем только в США в 2005 году предприятия некоторых секторов бизнеса потратили на подобные решения около $63 млрд. Естественно, что и системы офисной телефонии постепенно мигрируют в сторону IP, в то время как объем продаж традиционных решений снижается. По мнению компании Infonetics Research, объем рынка средств корпоративной телефонии будет в дальнейшем расти именно за счет сектора IP. При общем увеличении доходов производителей оборудования с $8,1 млрд в 2005 году до $11,4 млрд в 2009-м доходы от продаж IP-систем за этот период увеличатся на 82%, а доходы от продаж традиционных решений сократятся на 88%.
Естественно, сообразно этим цифрам должно расти и качество подобной связи. Не секрет, что двойное преобразование речи может привести к различным помехам. В России это еще накладывается на традиционную изношенность кабельных коммуникаций, ведущих от конечного абонента до ближайшей АТС. Тем не менее качество связи постоянно совершенствуется, и эксперты уверены, что в ближайшие несколько лет оно вырастет на порядок: многие операторы внедряют собственные наработки, активно ищут различные пути оптимизации услуг. С этой точки зрения весьма перспективным направлением развития IP-телефонии, особенно в центральных частях крупных мегаполисов, является использование этой технологии не только для междугородных и международных телефонных звонков, но и для совершения местного вызова: при наличии абонента, располагающего выделенным Интернетом с хорошей пропускной способностью, увеличивается и качество связи.