Накануне праздника в пресс-студии «АиФ-Петербург» итоги непростого сезона подвела Инна Шалыто, председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга.
Минус 7%
АиФ-Петербург: - Были прогнозы, что поток иностранных туристов в этом году в Санкт-Петербург значительно снизится. Говорят, многие отели летом оказались полупустыми. Это действительно так?
- Пока у нас есть данные только за первое полугодие. За это время Северную столицу посетили 1 млн 350 тысяч иностранных туристов, что на 7% меньше, чем за этот же период прошлого года. К зиме будут подведены окончательные итоги, но мы рассчитываем, что падение по иностранному туризму не превысит 10%. Что касается наполняемости гостиниц, то в отелях премиум-класса, основные клиенты которых - американские и западноевропейские туристы, действительно были отмены бронирования. От путешественников из США, Европы, Японии, Канады.
В 3-4-звёздных отелях, которые ориентированы на наших соотечественников и приезжих из Азии, ситуация не изменилась. Наоборот, в этом году мы отметили прирост туристов из Азиатского региона. И среди стран, жители которых чаще всего посещают Петербург, первое место несколько лет стабильно занимает Китай.
А вот по числу потраченных в городе средств всегда пальму первенства держат туристы из США и Японии. Число которых, увы, пока снизилось.
Хочу отметить, что сегодняшняя непростая ситуация никак не повлияла на морской туризм, и в этом году по числу заходов иностранных лайнеров мы вышли на лидирующие позиции, став по посещаемости портом № 1 в Балтийском регионе. Учитывая, что наши соседи-скандинавы развивают круизный туризм не один десяток лет, это большое достижение.
АиФ-Петербург:- В Петербурге для иностранных туристов делается немало. Именно по нашему предложению были отменены визы на 72 часа для туристов, прибывающих на круизных лайнерах, в городе появились дублирующие надписи на английском, карты гостя, позволяющие с выгодой посещать музеи, call-центры. Однако для полноценного развития туризма не хватает главного: международной рекламы, недорогих качественных отелей и дешёвых авиаперелётов.
- В Петербурге есть наболевшие вопросы, решив которые, мы сможем сделать город более привлекательным для иностранцев. И отели эконом-класса - один из главных. С одной стороны, в городе достаточное количество мини-отелей для бюджетного размещения.
С другой - международные сети отелей этого сегмента фактически не представлены. И когда иностранный турист заходит на какой-либо сайт бронирования, то не встречает знакомых названий. Возникают сомнения, а стоит ли ехать «неизвестно куда»… Сейчас мы активно над этим работаем. Вскоре будет разработана карта города с обозначением участков, наиболее подходящих для строительства новых отелей. В том числе и в центре города.
На стоимость авиабилетов лично мы никак повлиять не можем, однако недавно город выступил с инициативой введения безвизового режима на 72 часа для туристов, прибывающих не только морским, но и воздушным транспортом. Мы очень ждём этого закона.
А пока совместно с РЖД планируем разрабатывать маршруты, интересные для путешественников. В частности, комбинированные маршруты Москва - Петербург - Хельсинки. Кроме того, у китайских туристов большой спрос на советскую историю, и для них мы рассчитываем открыть маршрут Ульяновск - Санкт-Петербург - Москва.
Что касается международной рекламы, то уже в этом году ролик о Санкт-Петербурге будет транслироваться на канале Евроньюс в 155 государствах мира. Помимо этого рекламу города можно увидеть в бортовых журналах, на билбордах международных аэропортов, морских вокзалов.
Этим летом мы организовывали и пресс-туры для журналистов из ведущих изданий США, Европы и Китая. Город должен стать узнаваемым.
И здесь не стоит делать упор исключительно на панорамы с куполом Исаакиевского собора или шпилем Петропавловской крепости. Наша задача показать, что Петербург - разный, живой. Сюда нужно ехать и возвращаться вновь.
Привлечь бизнес
АиФ-Петербург:- А с возвратностью туристов у нас как раз проблема…
- Это так. Санкт-Петербург неплохо известен во всём мире. Мы находимся на 9-м месте среди городов Европы, самых желаемых для посещения, и на 16-м - мира. Но люди считают, что, приехав на три дня и побывав в Эрмитаже, Петергофе и Мариинском театре, они уже всё видели и возвращаться сюда больше незачем. Поэтому нам нужно предлагать Петербург молодёжный, романтический, андеграундный, гастрономический. Пусть у нас нет мишленовских ресторанов, но в городе представлена кухня всех стран постсоветского пространства. Есть грузинские, армянские, таджикские, украинские рестораны - всё это интересно путешественникам.
Ещё одна проблема - сезонность. Все стремятся побывать в Петербурге в период белых ночей. Но мы хотим привлечь туристов и в наши зимние дни. Например, конец ноября - идеальное время для световых шоу. С приглашением мировых художников по свету, которые могли бы использовать наши достопримечательности как полотна для своих инсталляций. Это могло бы стать одним из символов зимнего Петербурга. К тому же размещение в отелях в это время гораздо дешевле.
АиФ-Петербург:- Этим летом Георгий Полтавченко подписал постановление о создании Конгрессно-выставочного бюро, которое будет отвечать за участие города в международных выставках и конгрессах. Поможет ли это развитию делового туризма?
- В городе есть все возможности для проведения крупнейших международных конгрессов: современный международный аэропорт, отели, дворцы, особняки с конференц-залами. Плюс большая культурная программа. Сегодня в Европе уже все были по 4-5 раз, всё видели. А считается, что если конгресс не меняет место дислокации в течение нескольких лет, интерес к нему падает. Именно поэтому сейчас за деловой туризм борется Азия и Россия. Но территориально Санкт-Петербург гораздо ближе к Европе, и это преимущество мы собираемся использовать на полную мощность. Мы рассчитываем, что город станет центром для международных бизнес-событий в сфере медицины, фармацевтики, промышленности, фитнес-индустрии и так далее.
Худшее - позади?
АиФ-Петербург:- Ваш Комитет занимается въездным туризмом, но тему туризма выездного, который в этом году омрачился скандалами с разорением крупнейших петербургских турфирм, мы проигнорировать не можем. Что будет дальше?
- Этим летом в туристическом бизнесе все отрицательные факторы сошлись в одной точке. Погоня за объёмами продаж при снижении покупательского спроса, демпинг, нестабильный курс валют сделали своё дело. Не будем забывать, что турист вносит деньги за путёвку в рублях, а турфирма затем расплачивается с иностранными партнёрами в валюте. И здесь снижение курса евро и доллара больно ударило по турбизнесу. Плюс ко всему в качестве посредника люди стали выбирать Интернет, и потому многие отрасли испытывают проблемы. Закрываются авиа- и театральные кассы и прочее.
Но я считаю, что самое страшное с туризмом в Петербурге уже случилось. Сейчас ситуация постепенно начнёт выравниваться, на рынке появятся другие игроки. Безусловно, никто не может гарантировать, что каких-то точечных закрытий турфирм в городе больше не будет. У меня у самой заранее куплена путёвка на новогодние каникулы в обычной туристической фирме. И я тоже волнуюсь за её судьбу. Однако уже в середине октября должен быть принят закон, который дополнительно обезопасит путешественников от подобных ситуаций.
АиФ-Петербург:- Если не секрет, где предпочитает отдыхать глава Комитета по туризму?
- Беззаботное лежание на пляже - не для меня, напряжение от работы такой отдых не снимает. Поэтому предпочитаю загруженный, активный туризм. С походами и экскурсиями. Например, несколько лет назад я самостоятельно объездила фактически всю Латинскую Америку. И это одно из моих самых любимых направлений.