Уникальное сооружение, маяк «Осиновец», в котором во время бомбёжек спаслись тысячи ленинградских детей и стариков, нуждается в срочном ремонте.
Высотное убежище
Маяк «Осиновец» находится на самом берегу Ладожского озера в одноимённом населённом пункте. Полосатая красно-белая башня возвышается на 74 метра над водной гладью, свет прожектора виден на расстоянии более 50 километров! Он - самый высокий речной маяк во всей Европе и третий по высоте в мире.
В годы войны на этом участке пути заканчивался сухопутный маршрут Дороги жизни и начинался водный. Без маяка обойтись было невозможно, он направлял и встречал суда, следующие с другого берега озера. На здании Осиновецкого маяка установлена памятная доска с надписью: «Отсюда в 1941-1943 годах по легендарной Дороге жизни под непрерывными бомбёжками и обстрелами врага переправляли на Большую землю женщин, детей и раненых защитников Ленинграда. Подвиг героев Ладожской трассы будет жить вечно». В сентябре 1941-го к башне, куда подойти считалось невозможным, прибыл караван судов, доставивший с Большой земли первые 800 тонн зерна для осаждённого города.
- Многим туристам кажется удивительным, что фашисты не разбомбили такое приметное сооружение, - рассказывает Олег Карепанов, смотритель маяка. - Но в этом нет ничего странного. Тогда не было ещё точных навигационных приборов, поэтому военным приходилось ориентироваться на местности. И маяк был ориентиром как для наших военных, так и для немцев. Поэтому все ленинградцы, которые прибывали в Осиновец на Дорогу жизни, знали, что немцы не будут стрелять по прибрежному небоскрёбу. И во время бомбёжек скрывались в маяке, как в бомбоубежище. Благодаря ему в войну от гибели спаслись десятки тысяч ленинградских детей, женщин и стариков.
Разруха
Сегодня Осиновецкий маяк продолжает работать. С апреля по ноябрь он подаёт сигналы рыбакам. И, как в годы войны, спасает людей. Ведь любой специалист знает, насколько опасно и коварно Ладожское озеро. Свет прожекторов выводит корабли к берегу.
Однако если в ближайшее время не начать крупномасштабную реконструкцию объекта, он может разрушиться. Но пока у компании «Волго-Балт» - организации, которой принадлежит маяк, нет денег. С 1910 года здание ни разу не реставрировали, лишь в 2010-м там провели небольшой косметический ремонт, отштукатурили и покрасили. Но уже сейчас многие места прохудились, периодически с огромной высоты вниз падают куски штукатурки и кирпичи.
- Требуются срочные работы по укреплению маяка, в противном случае мы потеряем уникальный памятник архитектуры, - говорит Олег Карепанов. - Надеюсь, нам удастся найти необходимые средства. Маяк пережил Великую Отечественную войну, неужели не спасём его теперь?