Благовещенский мост открыл новую страницу в истории Петербурга, став первой постоянной переправой через Неву. Соединив Васильевский остров и Английскую набережную, он положил конец мучениям «островитян», для которых прежде основная часть города была чем-то вроде далекой «большой земли».
Идея построить надежный мост из чугуна принадлежала императору Николаю I. 18 ноября 1842 года он подписал указ о строительстве переправы, которой петербуржцы пользуются до сих пор. SPB.AIF.RU рассказывает о истории ее строительства и реконструкции.
Жизнь до моста
Как ни странно, город, построенный в дельте Невы и буквально пронизанный речками и каналами, больше века со дня своего основания обходился без постоянных мостов (если не считать небольших мостиков, ширина которых не превышала нескольких метров). Проекты прочных переправ обсуждались с середины XVII века, но задача представлялась настолько трудоемкой и затратной, что решить ее никто не брался – предпочитали перемещаться по старинке: с помощью паромов или наплавных мостов, которые способно было разрушить даже небольшое наводнение.
Сегодня в городе насчитывают около 800 мостов, из которых в «признанной» черте города находятся 342, а остальные в пригородах (Кронштадт, Петергоф, Павловск и так далее). Проект первого моста через Неву, одобренный Николаем I, поначалу называли просто «Невским». Автором его стал инженер Станислав Кербедз, на счету которого уже было к тому времени несколько однопролетных чугунных арочных мостов.
Четыре за восемь
Дело было настолько серьезным, что к мосту приписали специальный комитет, состоящий из высших чинов строительного ведомства. Состав комитета был прописан в «Положении о сооружении в Петербурге постоянного моста через реку Неву», подписанном императором.
Чиновники комитета отвечали не только за сам мост, но и за обустройство территории вокруг него. В частности. за строительство Конногвардейского бульвара на месте Адмиралтейского канала, устройство примостных площадей.
«Положение» предусматривало, что все работы займут четыре года: осенью 1842 года должны были быть заготовлены машины, инструменты и материалы, к осени 1843 года император велел закончить устройство «подземной трубы» на месте Крюкова канала. Зимой 1843 года рабочие собирались набить сваи и завершить устройство мостовых и набережных к лету 1844 года.
«Таким же образом с 1844 по 1845 год поступить с тремя остальными быками и кончить притом в течение 1845 года каменную кладку, в предыдущем году начатую. С зимы 1845 до осени 1846 года устроить кружальные подмостки, положить в дело чугунные арки, вращающийся мост с механизмом и привести к совершенному окончанию все остальные работы по верхнему строению моста», - писал император.
Как это обычно бывает, работы затянулись и заняли не четыре года, а все восемь. Мост стал одним из крупных скандальных долгостроев и мог посоперничать по количеству пересудов и возмущения с Исаакиевским собором, который тоже никак не могли сдать в срок. Еще одним нескончаемым проектом петербуржцам казалось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, которое проходило в то же время. «Мост через Неву мы увидим, но дети наши не увидят; железную дорогу мы не увидим, но дети наши увидят, а Исаакиевский собор ни мы не увидим, ни дети наши не увидят», - горько шутили жители Северной столицы.
Инженеры и художники
Впервые в России строителям при возведении моста пришлось забивать сваи в дно столь полноводной и быстрой реки, как Нева. Дистанционно управляемой техники, разумеется, не было, поэтому под водой сооружались так называемые воздушные колокола – купола, под которыми можно было находиться какое-то время. Сами сваи забивали с помощью паровых машин. Береговые устои углубили в русло Невы на 10 метров и выложили гранитом. Масштабы работ поражали воображение современников – здесь были и подъемные краны, и подводные пилы, и машины для испытания прочности ферм и многое другое.
Для проверки грузоподъемности моста на него втаскивали рельсы, которые из Бельгии, Франции и Англии ввозили морем для строительства пресловутой Петербурго-Московской железной дороги.
О красоте моста особо поначалу не думали, поскольку «благовидность опор должна действительно состоять из одной только непоколебимой устойчивости». Перилами занимался архитектор Александр Брюллов – он создал подлинный образчик художественного чугунного литья, вписав в ограду символы водной стихии: трезубцы Нептуна, раковины и гиппокампов.
Мост украсили новомодные газовые фонари. Он мог бы составить пару по красоте Аничкову мосту, если бы на нем появились аллегорические скульптуры авторства Петра Клодта и Николая Пименова, но на такую роскошь денег в казне уже не было.
Имена переправы
Официальное открытие моста состоялось 21 ноября 1850 года: Николай I с сыновьями прошел пешком через мост на Васильевский остров, а назад проехал в открытой коляске. Некоторое время мост считался самым длинным в Европе – его протяженность составила 298,2 метра, а ширина – 20,3 метра. Вес металлических конструкций оценили в 95 тысяч тонн.
«Невским» мост был только во время строительства. После открытия его поименовали Благовещенским в честь находившейся на левом берегу Благовещенской площади и Благовещенской церкви, которую в 1929 году снесли.
После смерти императора в 1855 году мост переименовали в Николаевский. С этим именем он просуществовал до революции. В ноябре 1918 года ему присвоили имя Лейтенанта Шмидта в память предводителя восстания на крейсере «Очаков». Наконец, история совершила круговой виток, и в августе 2007 года мосту вернули его изначальное официальное название – Благовещенский.
В 30-х годах мост пережил тотальную реконструкцию – на Кировском заводе для него изготовили новые механизмы. Его длина после ремонта составила 331 метр, а от старого убранства остались лишь деревянные сваи и литые перила Брюллова. Вторая серьезная реконструкция началась уже в XXI веке и завершилась в 2007 году.
Сегодня Благовещенский мост остается одной из самых ярких достопримечательностей Петербурга – он входит в обязательную для каждого туриста программу под названием «Посмотреть на развод мостов». На звание самого длинного он уже давно не претендует – разводной мост Александра Невского по длине перещеголял его в три раза. Зато благодаря сохранившимся перилам XIX века мост отнесен к объектам культурного наследия.
И по-прежнему с особенным трепетом к нему относятся обитатели Васильевского острова – спустя почти два века он так и остается основной транспортной артерией, которая связывает остров с городом.