Что делать жителям коммунальных квартир? Как не платить по счетам соседей? На эти и другие вопросы читателей «АиФ-Петербург» ответили специалисты ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» Мария Хржановская, заведующая группой по работе с населением, Александр Локтионов, заведующий отделом развития, Вадим Оводов, его заместитель.
Как не платить за соседа?
Какие нормативы потребления воды сегодня действуют в Санкт-Петербурге? Кому выгодно ставить счётчики воды и тепла, а кому - нет? А. Черепанова, Пушкин
- Здесь дело даже не в экономической выгоде. Согласно ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», все жилые дома и квартиры должны были быть оснащены приборами учёта воды, тепла и электричества ещё до 1 июля 2012 года. Если позволяет техническая возможность, и дом не относится к аварийному или маневренному фонду. С 1 января 2015 года к тем, кто счётчики не поставил, может применяться повышающий коэффициент. В «розовых» квитанциях ВЦКП расчёт платы за коммунальные услуги с учётом повышающего коэффициента введён с июня этого года. Сегодня норматив потребления горячей воды составляет 3,81 кубометра в месяц на человека, холодной - 5,48. Если взять семью из трёх человек, то, в среднем, она тратит около 11 кубометров холодной воды в месяц на всех и 4 горячей. Фактически в 1,5-3 раза меньше норматива. Поэтому когда число проживающих и прописанных на жилплощади совпадает, экономическая выгода счётчиков очевидна. Обычно приборы учёта категорически не хотят ставить в так называемых «резиновых» квартирах. Повышающий коэффициент здесь мотивацией не будет, т. к. воды незарегистрированные жильцы всё равно тратят больше норматива. Ведь бывает, что прописан один человек, а по факту живут четыре. И страдает от этого весь дом, т. к. вырастают расходы на общедомовые нужды, которые также отражаются в квитанциях всех жильцов. Если вы не хотите платить за таких недобросовестных соседей, поставьте в известность управляющую организацию. Тогда в «неоприборенных» квартирах будут рассчитывать потребление ресурсов по фактическому числу проживающих. А у управляющей организации будет больше средств на ремонт подъездов и благоустройство территории.
Кто будет делить квартплату?
Каким образом в коммунальной квартире распределить показания общеквартирного счётчика на воду между жильцами? К примеру, в комнате живёт один человек, а в соседней - три. У одних есть стиральная машина, у других - нет. Неужели все должны платить одинаково? И что делать, если некоторые платить отказываются? А. Тимофеев, СПб
- По закону, если есть техническая возможность, коммунальные квартиры также должны быть оборудованы индивидуальными приборами учёта воды и электроэнергии. Вне зависимости от числа комнат. Установить счётчики обязаны как собственники, так и наниматели. Разница в том, что собственники делают это за свой счёт, а наниматели должны обратиться в управляющую компанию или Жилищное агентство (РЖА). Наниматель может установить прибор учёта и за свой счёт, а затем получить компенсацию через УК. Распределяются показатели счётчиков пропорционально числу лицевых счетов в коммунальной квартире и количеству зарегистрированных граждан. Однако если в лицевом счёте зарегистрирован один человек, а проживает больше, - эту проблему можно решить. Бухгалтер управляющей организации имеет право внести в карточку каждого лицевого счёта в коммунальной квартире ровно то количество людей, которое там фактически проживает. И тогда за воду будут платить все, кто ею пользуется в данной комнате. Сделать это можно на основании заявления жильцов коммунальной квартиры. Такие тонкости как стиральные или посудомоечные машины в законе не прописаны. Долги соседей на вас записать не могут, т. к. в коммунальной квартире у каждого собственника или нанимателя свой лицевой счёт. Разделение лицевого счёта на несколько субсчетов актуально в отдельной квартире и исключительно для удобства оплаты, например, когда члены семьи ведут раздельное хозяйство и хотят оплачивать ЖКУ раздельно. В коммунальных квартирах это не практикуется.
Кому можно не ставить?
Управляющая организация заявила, что технической возможности поставить счётчики в нашем доме (бывшее общежитие МВД) - нет. В итоге за воду мы переплачиваем ровно в два раза. А теперь ещё грозят повышенным коэффициентом. Что делать? А. Андрушкевич, Выборгский район
- Если технические возможности не позволяют установить индивидуальные приборы учёта воды, управляющая компания обязана составить соответствующий акт и зафиксировать это в своих документах. Тогда повышающий коэффициент применяться не будет. В домах, относящихся к ветхому, аварийному или маневренному фонду, счётчики не ставятся без каких-либо поквартирных актов. Применять повышающий коэффициент или нет к конкретной квартире - решает управляющая организация, исходя из технических возможностей жилого помещения. Если вы с этим решением не согласны, нужно обратиться в Жилищную инспекцию.
Не стоит исключать и человеческий фактор, возможно отсутствие технической возможности по установке счётчиков у вас в квартире определили, но соответствующий акт до бухгалтерии «не дошёл», и вам начислили квартплату с применением повышающего коэффициента. В этом случае вы будете иметь право на перерасчёт.
Стоит отметить, что сэкономить на оплате коммунальных услуг можно и без приборов учёта. Если жильцы дома или коммунальной квартиры будут дружно экономить воду, то общедомовой счётчик будет показывать расход меньше, чем заявленный по нормативу. Ежемесячно будет делаться перерасчёт, и разница возвращаться в деньгах. Конечно, проще всего это сделать жителям общежитий и коммунальных квартир.
Специалисты управляющей компании сказали, что из-за особенностей конструкции фактически всем жильцам нашего дома нужно ставить по четыре счётчика на квартиру, это огромные деньги, особенно для пенсионеров. Что по этому поводу говорит закон? Р. Уткина, СПб
- Если в вашей квартире четыре стояка, то, если технические возможности позволяют, нужно ставить четыре счётчика. Никаких исключений по этому поводу закон не делает. Вопрос цены законом не регламентируется. Если жильё в муниципальной собственности - это обязаны сделать за счёт города.
Как проверить показания?
Поменяли в квартире старые счётчики на новые - все по правилам, они были опломбированы работниками ТСЖ. Однако теперь воды стало уходить в несколько раз больше. При этом ни состав семьи, ни расход ресурсов не изменились. Как проверить правильность показаний? М. Горин, Василеостровский район
- Можно проверить прикладным способом: засечь показания счётчика, налить в мерную ёмкость 5-10 литров и вновь проверить показания. Если прибор отображает другой результат он, скорее всего, неисправен. Необходимо вызвать мастера. В зависимости от причины неисправности, можно требовать перерасчёт от УК.
Как сделать поверку счётчика? Г. Осипова, СПб.
- Сейчас можно вызвать мастера коммерческой организации просто на дом. Или отвезти счётчик в поверяющую организацию - государственное предприятие «Тест-Санкт-Петербург» (отдел теплотехнических измерений) по адресу: улица Курляндская, д. 1, оф. 113, станция метро «Балтийская». Режим работы: понедельник-четверг с 9.00 до 16.00, обед с 11.30 до 12.15, пятница с 9.00 до 16.00, суббота, воскресенье - выходной. По итогам поверки «Тест СПб» выдаёт свидетельство с указанием срока действия. Счётчик может быть признан и не пригодным для дальнейшей эксплуатации. После проведения поверки необходимо вызвать мастера для установки поверенного прибора учёта, опломбировки, составления акта ввода в эксплуатацию. Если вы вовремя не провели поверку, то плата за коммунальную услугу начисляется по нормативам.
Как проверить показания общедомового счётчика электроэнергии и воды? Н. Сивоха, Красносельский район
- Если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, то исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация, ТСЖ) обязан ежемесячно снимать с него показания в период с 23-го по 25-е число и заносить их в специальный журнал учёта. Вы как собственник имеете право в любой момент запросить сведения о показаниях общедомовых приборов учёта и проверить правильность расчёта платежей. Такие данные должны быть предоставлены вам в течение одного рабочего дня со дня обращения. Вы можете обратиться в УК или ТСЖ, для того чтобы она сама провела проверку правильности всех расчётов - указанного в квитанции размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты, начисления неустоек (штрафов, пеней). Ссылайтесь на постановление правительства РФ от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Когда горячая вода - холодная?
Горячая вода в нашем доме не поднимается выше 40 градусов (хотя по закону должна быть не менее 65). Чтобы нормально помыться, нужно спускать воду 15-30 минут и ждать, когда она нагреется. Мы поставили счётчики и стали платить ещё больше. Что делать? Г. Рахман, Кировский район
- Во многих европейских странах прибор учёта горячей воды начинает отсчёт только когда температура теплоносителя достигает нужного значения. У нас, к сожалению, пока такого нет. Однако в новых правилах предоставления коммунальных услуг чётко сказано, что управляющая организация (или ТСЖ) обязана предоставлять коммунальные услуги в необходимых объёмах и надлежащего качества. А в случае нарушений - снизить плату.
Поэтому если у вас вместо горячей воды бежит тёплая или её нет вовсе, вы имеете право оформить перерасчёт. Для этого необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу (в свою управляющую организацию, ТСЖ). Сложность заключается в том, что перерасчёт здесь связан сразу с двумя ресурсоснабжающими организациями - отвечающими за тепло и водоотведение. С ними должна разбираться управляющая организация, которая отстаивает интересы жильцов как юридическое лицо. И процесс это непростой. Кроме того, если температура горячей воды в вашей квартире не достигает нормы, может быть составлен акт о технической невозможности установки прибора учёта горячей воды.
Кому доверить установку?
Два года назад нам поставили общедомовой счётчик тепла - один на 6 домов - и мы сразу начали платить за услугу в два раза больше. После скандалов, в прошлом году нас отсоединили и стали считать тепло по нормативам. Кто и когда должен нам поставить нормальный счётчик? С. Руднева, Красногвардейский район
- В новых правилах предоставления коммунальных услуг (постановление правительства РФ от 6.05.2011 № 354) чётко прописан механизм оплаты коммунальных ресурсов - холодной и горячей воды, тепла и т. д. В частности, там указано, что общедомовой прибор учёта может обслуживать только одно здание. А если он определяет объём ресурса одновременно для нескольких домов, то их жители платят пропорционально площади своего дома. Вопрос установки общедомового прибора на каждый дом, находящийся в сцепке, решается на городском уровне, т. к. это связано с прокладкой труб в каждое здание, и это очень дорогостоящие работы. По каждому району есть свои планы, чтобы узнать, входит ли в них ваш дом, - нужно обратиться в управляющую компанию или районную администрацию.
Очень хочу установить счётчики на воду. Однако в нашем ТСЖ заявили, что ни с одной из фирм, оказывающих такие услуги, договор не заключён. И я могу лишь лично договориться с сантехником. Я же хочу, чтобы мне поставил приборы квалифицированный специалист, с гарантией. Почему государство обязывает всех ставить приборы учёта, но при этом никаких условий для этого не создаёт? В. Иванова, Василеостровский район
- Государственные структуры установкой приборов учёта в квартирах собственников жилья не занимаются. Вам придётся самим выбрать коммерческую компанию, ориентируясь по цене, положительным отзывам соседей, репутации фирмы и проч. Однако стоит отметить, что поставить счётчик неправильно - фактически невозможно. Это очень редкие случаи, которые сразу выходят на поверхность. Если у вас есть какие-то сомнения в качестве приборов, вы их можете заранее приобрести сами. Некоторые горожане самостоятельно ставят приборы учёта, а затем их просто опломбируют в управляющей организации. Что касается услуг сантехника, то в управляющей организации должен быть официальный прейскурант цен на все услуги.
Нужны ли счётчики на газ?
Несмотря на то что власти Санкт-Петербурга неоднократно заявляли, что газовые счётчики в обычных квартирах (оборудованных лишь газовыми плитами), ставить не нужно, горожанам постоянно звонят различные компании, говорят, что со следующего года с тех, кто не установил приборы, будут брать двойной тариф. Как с ними бороться? На какие законы ссылаться? Е. Данилова, Петроградский район
- Согласно ФЗ № 261 до 01.01.2015 собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить их оснащение индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учёта природного газа. Однако эти требования не распространяются на объекты, максимальный объём потребления природного газа в которых составляет менее чем два кубических метра в час (часть 1, статья 13 ФЗ). Поэтому, если у вас газ идёт лишь на приготовление пищи и газовую колонку для обеспечения горячего водоснабжения - приборы учёта устанавливать не нужно. А вот в случае, когда от газового котла идёт отопление - придётся ставить счётчик.
Я как собственники жилья хотела установить индивидуальный счётчик тепла, но в УК сказали, что я должна спрашивать согласие на эту процедуру 50% жильцов дома. Почему? И. Габенихтс
- В большинстве типовых российских домов используется вертикальная разводка системы отопления. То есть подводящие к отопительным приборам тепло стояки проходят прямо через комнаты. Это исключает возможность установки индивидуального счётчика тепла в отдельно взятой квартире. Даже если вы это сделаете - его просто не опломбируют. Если у вас новостройка и горизонтальная система разводки - счётчики всё равно придётся ставить в каждой квартире. Так как в 354-м постановлении правительства прописано: чтобы размер платы за отопление в жилом помещении был рассчитан, исходя из показаний индивидуальных приборов учёта тепловой энергии, все квартиры (а не 50%) должны быть оборудованы индивидуальными счётчиками. В противном случае размер платы определяется, исходя из показаний общедомового прибора учёта тепловой энергии.