Львиная доля редакционной почты посвящена жилищным вопросам. Петербуржцы жалуются на грязь в подъездах, на затопленные подвалы, хронически неработающие лифты, разруху в квартирах... Уже много лет письма и вопросы на эту тему похожи, как близнецы-братья. Точно так же стандартны и ответы людей, ответственных за содержание и ремонт жилья. Вернее не ответы, а лукавые отговорки-отписки. Чиновники либо обещают и не выполняют, либо оправдываются отсутствием средств. Прошло почти четыре месяца, как с повышения цен на жилищные услуги стартовала очередная коммунальная реформа. Перемен к лучшему по-прежнему не видно. Зато в рассуждениях чиновников появился новый акцент. Порядок в домах наступит только тогда, когда петербуржцы возьмут в свои руки часть функций по управлению жильем. В этом уверен начальник Управления жилищного комитета по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Олег ВИХТЮК. Именно это подразделение Жилищного комитета отвечает за проведение реформы ЖКХ.
Право выбора
- Олег Викторович, цены на жилищные услуги повысили, а результата все нет. Сколько можно брать с людей деньги за несуществующие услуги?
- Дело в том, что многие годы петербуржцы за жилищные услуги платили в три-четыре раза меньше, чем требуется. Судите сами, в советское время доля жилищных услуг в суммарном платеже составляла около 45%, остальное - услуги коммунальные: свет, тепло, газ, холодная и горячая вода. Перед летним же повышением 83% квартплаты уходило в карман естественным монополистам, и только 17% оставалось на содержание дома. Летом мы вывели цены на минимальный экономически обоснованный уровень. И все равно за жилищные услуги мы платим лишь 23% суммарной квартплаты, а за коммунальные - 77%.
- То есть цены выросли, а реальных изменений в обслуживании домов ждать так и не приходится?
- Мы не только повысили цены. Мы меняем всю систему управления ЖКХ. Раньше в этой сфере в полном объеме был реализован принцип круговой поруки. Жилищные агентства сами собирали деньги, сами заказывали работы, сами их выполняли и сами себя контролировали. Теперь у РЖА останутся только функции управления. Они будут заниматься техническим надзором, отвечать за выполнение адресных программ и выполнять функции заказчика. Все работы по обслуживанию домов перейдут к создаваемым сейчас на базе жилищно-эксплуатационных служб акционерным обществам. В каждом районе будет действовать несколько таких ОАО со стопроцентным участием государства. Они будут конкурировать между собой и с частными фирмами. Уже с 1 января 2005 года жители любого дома получат право выбрать ту организацию, которая лучше работает.
Бремя собственника
- То есть город перекладывает ответственность за содержание домов на самих жильцов?
- Сегодня более 60% жилого фонда находится в частной собственности. И государство уже не может единолично выбирать организации, обслуживающие дома. Необходимо участие владельцев приватизированных квартир. Это их права и обязанности, как собственников жилья. Поэтому успех коммунальной реформы зависит в том числе и от активности горожан.
В течение следующего года в каждом доме должно пройти общее собрание, где жильцы должны определиться, как жить дальше. Либо создать товарищество собственников жилья и взять управление домом в свои руки, либо выбрать управляющую организацию.
- Трудно поверить, что все горожане побегут записываться в товарищества собственников жилья:
- Силком никого в ТСЖ загонять не будут. Мы не навязываем, а предлагаем и берем на себя организационные функции, потому что уверены, что создание ТСЖ выгодно и жильцам, и городу. В каждом районе созданы рабочие группы, которые берут на себя всю организационную работу по созданию ТСЖ.
Если в течение года жители дома так и не смогут организоваться, то город через конкурс сам выберет организацию, которая будет обслуживать их дом. Но у общего собрания жильцов по-прежнему останется право сменить обслуживающую организацию.
- А как быть нанимателям жилья?
- При создании товарищества за них в качестве собственника будет голосовать город.
Нужен хозяин
- Вы говорите о праве выбора, но выбирать-то, собственно, не из кого. Частных фирм, обслуживающих жилье, мало, а ЖЭСы, став ОАО, вряд ли будут работать лучше. Люди-то останутся прежние:
- В Петербурге работает около 60 частных компаний, обслуживающих жилой фонд. Не так уж и мало. И они готовы взять на обслуживание в два-три раза больше домов, чем сейчас.
В Адмиралтейском районе готова начать работать немецкая управляющая компания. Немцы все подсчитали и их не пугают ни изношенные инженерные сети, ни сами дома дореволюционной постройки.
И наши частные компании, и иностранные будут работать на тех же условиях, что государственные. Есть фиксированная цена жилищных услуг, утверждены нормативы качества обслуживания, то есть тот объем работ, которые организация обязана выполнить за эти деньги. Будeт плохо работать - жильцы откажутся от ее услуг, уйдут к конкурентам.
Жители конкретного подъезда уже сегодня могут отказаться от услуг обслуживающей организации по уборке лестничной клетки. Для этого достаточно собрать подписи всех жителей и передать в ЖЭС. Соответствующий платеж будет исключен из квитанции. А жильцы могут либо сами убирать подъезд по очереди, либо нанять дворника. Со следующего года у всех петербуржцев появится право выбора и по другим работам.
Почему кооперативные дома и дома, где есть ТСЖ, обслуживаются лучше? Потому что у этих домов есть хозяин. Мы хотим, чтобы хозяин появился у каждого дома в городе. Поэтому в адресные программы капремонта и благоустройства будут прежде всего включаться дома, где есть ТСЖ.
- А кто будет контролировать качество предоставляемых услуг?
- Самые большие возможности для контроля у ТСЖ. Подразумевается, что организация, обслуживающая дом, будет ежегодно отчитываться перед жильцами о проделанной работе. Кроме того, контролировать работу эксплуатационных служб будут и жилищные агентства.
Жильцы в доле
- После летнего повышения цен жилищники ежегодно будут получать дополнительно по 3 миллиарда рублей. Куда они будут направлены?
- Необходимо провести косметический ремонт подъездов. Они находятся в ужасном состоянии. Но сразу на все денег не хватит. В первую очередь ремонтироваться будут те подъезды, где установлены домофоны. Не кнопочные кодовые замки, от которых никакого толку, а именно домофоны. Тогда можно быть уверенным, что через год подъезд не потребует нового ремонта.
- А кто установит домофон, сами жильцы?
- Домофон можно установить в долевом участии. Например, железную дверь устанавливает муниципальный совет, а за сам домофон платят жильцы.
Кстати, и в ремонте подъездов мы тоже предлагаем поучаствовать горожанам. Например, краску предоставляет ЖЭС, а малярные работы проводят сами жильцы. Или наоборот. Не потому, что ходим содрать с жителей дополнительные деньги, а чтобы побыстрее привести парадные в приличный вид. Если горожане откликнутся на наши предложения, управимся за два года, нет - в два раза дольше.