Каждый месяц горожане отдают немалые суммы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Однако что конкретно относится к этому «общему имуществу», по каким правилам собственникам начисляется оплата, кто и в каком состоянии обязан его содержать - знают не многие.
В непростом вопросе «АиФ-Петербург» разбирался вместе с ведущими экспертами Министерства строительства и ЖКХ РФ, Фонда содействия реформированию ЖКХ и «Школой грамотного потребителя».
Как должны содержать дом?
Существуют специальные требования к техническому и санитарно-эпидемиологическому состоянию общего имущества, которые обязана исполнять управляющая организация. Минимальный перечень работ выглядит таким образом:
- Осмотр общего имущества.
- Осмотр и поддержание готовности внутридомовых систем.
- Поддержание температуры и влажности в подъездах в соответствии с нормой.
- Уборка подъездов и дворов.
- Уход за деревьями, клумбами, кустарниками во дворе.
- Вывоз мусора.
*Кроме того, УК или ТСЖ должны обустроить специальное место, куда жители могли бы выбрасывать использованные ртутьсодержащие лампочки. Передавать их специальным организациям на утилизацию - тоже обязанность УК.
Это лишь минимальный набор обязательств УК, которые она сокращать не вправе. Тарифы на услуги устанавливает комитет по тарифам Петербурга. Например, «содержание общего имущества в многоквартирном доме» сегодня стоит 9.59 руб. в месяц за м2, а «текущий ремонт» - 5.08 руб. По согласованию с управляющей организацией собственники могут заказать дополнительные услуги (охрану дома, содержание придомовой парковки и т. п.) или просто тратить больше денег на косметический ремонт. Однако за это придётся доплачивать.
Размер платы устанавливается на общем собрании собственников, исходя из предложений УК. Жильцы имеют право затребовать перечень работ и информацию о том, с какой периодичностью они проводились. Организация обязана предоставить сведения в течение 5 рабочих дней (этот срок можно сократить при составлении договора).
Сосульки - проблема УК
В договоре с управляющей компанией обратите внимание на пункты, связанные с вывозом мусора: УК обязана действовать именно по этой схеме. Там же должно быть оговорено, какая площадь земельного участка подлежит уборке, с какой периодичностью, в каких случаях требуется механизированная уборка, а в каких достаточно ручной.
Сосульки и наледь на крыше нередко становятся причиной конфликтов жильцов дома с коммунальщиками. Помните, сбивание сосулек и наледи, а также контроль за состоянием оборудования, препятствующего их образованию, - прямая обязанность управляющей организации (постановление правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290). И хотя козырьки балконов и являются собственностью жильцов, сбивать наледь с них также обязана управляющая организация. Так как в силу ст. 161 Жилищного кодекса она должна обеспечивать безопасность проживания в доме.
Перерасчёт по формуле
Не всегда управляющие компании (или ТСЖ) работают качественно. Они могут либо в принципе отказываться проводить ремонт (уборку, дератизацию, вывоз мусора и т. д.), либо делать это из рук вон плохо или слишком редко. Во всех случаях, когда услуга предоставляется жителям несвоевременно и ненадлежащего качества, УК или ТСЖ должны снизить размер платы за содержание и ремонт.
При перерасчёте учитывается каждый календарный день просрочки. Для этого используется специальная формула:
DP - размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения (в рублях);
Py - стоимость услуги в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (в рублях);
nm - количество календарных дней в месяце;
nd - количество полных календарных дней, в течение которых оказывались услуги ненадлежащего качества.
Единственный случай, при котором плата не снижается (даже если услугу вам оказали не вовремя), - если это было связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан. Когда при этом сотрудникам УК или ТСЖ приходилось спасать имущество жителей от возможного ущерба или же если возникли обстоятельства непреодолимой силы (наводнение, смерч и т. д.).
Опломбирование - бесплатно
Участились жалобы петербуржцев по поводу незаконного взимания платы управляющими компаниями за опломбировку счётчиков горячей и холодной воды.
Как действовать в этом случае, рассказала Анна Горбенко, консультант комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти.
- У многих горожан в этом году проходит срок эксплуатации счётчиков воды (счётчик на горячую воду служит 3 года, на холодную - 5 лет). Приходится делать поверку или закупать новые. Пользуясь случаем, управляющие компании начинают требовать с собственников деньги за составление акта и опломбирование приборов учёта энергоресурсов (холодной и горячей воды, электричества и газа), что незаконно. Исключение составляют случаи, когда опломбирование производится повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. Таким образом, собственники помещения должны оплатить только стоимость самого счётчика и его монтаж, для этого можно обратиться как в свою УК, так и в любую другую организацию. Опломбировку же счётчика оплачивать не нужно.
Если УК отказывается опломбировать установленные счётчики, то собственник должен письменно выставить требование об опломбировке, а в случае отказа - составить акт со свидетелями (не менее 2 человек), в котором указать, что счётчик установлен, какие и на какую дату у него есть показания. Этот акт вручить управляющей компании с заявлением о том, что оплата будет производиться в соответствии с показаниями приборов учёта.
Если у вас взяли деньги за опломбировку счётчика, необходимо написать претензию в свою УК с требованием их вернуть. Также можно написать жалобу в Роспотребнадзор, Жилищную инспекцию.