В последние годы в России активно развивают внутренний туризм, и это даёт ощутимые результаты. Санкт-Петербург же и раньше был местом притяжения туристов – город на Неве привлекал гостей богатой историей, музеями и театрами с мировым именем, архитектурой и белыми ночами. Но есть у нас ещё одно важное преимущество, которое планируют использовать для привлечения новых гостей, – выход к Балтийскому морю. Подробнее – в материале spb.aif.ru.
Переплюнули Сочи
Летом Санкт-Петербург по-настоящему прекрасен и будто наполняется новой энергией – жизнь кипит на улицах, в парках, на воде. Финский залив пестрит яхтами различных размеров и цветов, а на берегу наслаждаются солнцем тысячи отдыхающих. Особенно пользуются спросом прогулки на корабликах, катание на сапах, многочисленные мероприятия под открытым небом.
Этим летом, которое отметилось жаркой погодой, потребность в отдыхе у воды ощущается особенно остро. В 2025 году по количеству отдыхающих на пляжах Петербург сопоставим с южными городами России. Этому способствует и повышение количества оборудованных пляжных комплексов, благоустроенных набережных – за последние годы в Северной столице открыты или обновлены более 220 общественных пространств. Что касается пляжей, особенно в популярном Курортном районе, то здесь в ближайшие несколько лет планируется улучшить и довести до уровня лучших курортов
14 таких пространств. Некоторые из них – «Ласковый», «Дюны», «Северный» и «Жемчужный» – уже прошли этот путь в прошлом году. Проделанная работа действительно впечатляет. На пляжах появились пешеходные дорожки, установлены теневые навесы, комфортные и современные раздевалки, удобные лежаки и скамейки, есть детские площадки и зоны для купания, а дополняют всё малые архитектурные формы.

Сейчас работы по благоустройству продолжаются на пляжах «Детский», «Дубковский» и «Комаровский», а после них на очереди – «Новый», «Белые ночи» и «Зелёная гора». Всего к 2030 году в городе на Неве планируется обустроить 70 километров береговой линии, чтобы точно хватило места для отдыха всех желающих.
Круглогодичный курорт
Однозначно основным проектом, который позволит Санкт-Петербургу получить статус курортного города, станет кластер «Санкт-Петербург Марина» в Горской, который будет создан в рамках федерального проекта «Пять морей».
Речь идёт о создании круглогодичного курорта с яхтенной мариной, гостиницами, бассейнами, парками и общественными пространствами. По замыслу властей, он сможет принимать более 1,3 миллиона туристов в год и обеспечит тысячи новых рабочих мест. Развитие дорожной инфраструктуры – в частности, дублёра трассы М‑1 и новой развязки – усилит транспортную связанность курорта с городом и Приморским районом, что критически важно для устойчивого трафика и комфорта петербуржцев.
«С точки зрения урбанистики, благодаря таким инициативам Петербург движется к модели «город-курорт» нового поколения, где прибрежные территории перестают быть периферией и становятся драйверами городской экономики и качества жизни. Будет ли он конкурировать с черноморскими или средиземноморскими курортами? Конечно, не в климатическом, но точно в событийном и инфраструктурном измерениях. И это вполне реалистичная задача в горизонте ближайших 10 лет», – поделился своим мнением урбанист Филипп Шраге.
Он также отметил, что потенциал Петербурга как морского курорта основан не только на инвестициях в Горскую. Уже сейчас благоустройство прибрежной зоны Финского залива, особенно в районе парка 300-летия, Севкабеля, Лахты и Юнтолово, формирует новый стандарт городской набережной: с кафе, спортивной и рекреационной инфраструктурой, комфортными зонами отдыха. Это превращает Северную столицу не просто в город на берегу реки и залива – это мегаполис, осваивающий воду как ресурс городской жизни и туризма.
Сдерживающим фактором остаётся климат, но именно ставка на круглогодичность делает все городские проекты жизнеспособными – с возможностью совмещать деловой, оздоровительный, водный и культурный туризм.

«В любом случае, проект морского курорта – амбициозная и смелая идея, способная поставить Санкт-Петербург в один ряд с мировыми курортными столицами. Однако его реализация потребует многолетних усилий и значительных ресурсов, прежде всего для решения экологических проблем Финского залива и минимизации климатических рисков», – добавляет архитектор Анастасия Анисимовец.
Таким образом, новые масштабные проекты, которые реализуют в Петербурге, способствуют формированию принципиально новой идентичности города – как северного курорта европейского уровня. Близость Финского залива, развитие инфраструктуры и акцент на всесезонность делают город потенциальной альтернативой традиционным морским направлениям, особенно для жителей Севера, Урала и Центральной России.
Кстати: как связать центр и пляжи
Санкт-Петербург – это город с обширной сетью рек и каналов, что создаёт идеальные условия для развития водного транспорта. Именно последний сейчас играет важную роль в городской инфраструктуре, обеспечивая дополнительные возможности для перемещения туристов и местных жителей, снижая нагрузку на автомобильный трафик и улучшая экологическую обстановку.
«Комитет по транспорту в рамках своих полномочий подготовил Концепцию совершенствования транспортного обслуживания водным транспортом в Санкт-Петербурге. Она включает в себя создание единого оператора причальной инфраструктуры; повышение спроса на водные прогулки; увеличение налоговых по-
ступлений, увеличение ВВП от туризма; обновление флота и улучшение экологической обстановки; доступность всех причалов; развитие электрозарядной инфраструктуры водного транспорта; удобную, информативную и безопасную инфраструктуру для пассажиров; ведение стандарта обслуживания водным транспортом и многое другое», – рассказал депутат Заксобрания города Алексей Цивилёв.
Он подчеркнул, что важно также обеспечить удобную связь между центром города и его курортными зонами. Для этого необходимо увеличить количество транспортных маршрутов, включая введение автобусов большей вместимости и улучшение графика движения пригородных поездов.
