Примерное время чтения: 9 минут
392

От карет до вагонов-беспилотников. Как развивалось метро Санкт-Петербурга?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и факты - Петербург 22/11/2023
Торжественное открытие метрополитена 15 ноября 1955 г.
Торжественное открытие метрополитена 15 ноября 1955 г. public domain

В городе на Неве отметили годовщину со дня открытия Ленинградского-Петербургского метрополитена. 68 лет назад 15 ноября в Северной столице был запущен первый состав. С чего начиналась петербургская «подземка» и чем сегодня может похвастаться – в материале spb.aif.ru.

От «Г» до «Е»

В ноябре метрополитен Петербурга отпраздновал фактически свой день рождения – 68 лет назад, в 1955 году, советские инженеры открыли первую ветку Санкт-Петербургского метро. В её состав вошли станции «Площадь Восстания», «Владимирская», «Технологический институт», «Балтийская», «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово». На прокладку тоннелей и строительство вестибюлей ушло 10 лет.

Первый состав запустили с открытием «красной» ветки – в ноябре 1955 года. Первопроходцами ленинградской «подземки» стали вагоны типа «Г» – 10 четырёхвагонных составов перевозили пассажиров по первой линии.

Вагоны типа «Г».
Вагоны типа «Г». Фото: Commons.wikimedia.org

На тот момент это было третье поколение отечественного подвижного состава. Первые вагоны для метро разрабатывали на Мытищинском машиностроительном заводе (ММЗ) при участии завода «Динамо» в 1939 году. Уже после Великой Отечественной войны, в 1947 году, начался серийный выпуск вагонов типа «Г».

Вагоны типа «Г» третьего поколения инженеры ММЗ смогли сделать более лёгкими (43,7 тонны), также была увеличена максимальная скорость до 75 км/ч. С 1955-го по 1978 год между станциями «Автово» – «Площадь Восстания» курсировали 40 вагонов типа «Г».

Параллельно с этим в 1956-м в ленинградское метро стали поступать вагоны типа «Д». Они могли похвастаться меньшей массой (36,2 тонны) и более современным оборудованием, в том числе и новой автосцепкой Шарфенберга. Изменения коснулись и экстерьера – стены кузова остались гладкими, пропали тяжёлые бамперы с двух сторон вагона. В общей сложности городская «подземка» получила 140 таких вагонов. Они курсировали на двух линиях, Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской, до 1996 года.

Вагоны типа «Д»
Вагоны типа «Д» Фото: Commons.wikimedia.org

Следующим поколением подвижного состава стали вагоны типа «Е». Их характерной особенностью были диванчики на одного пассажира, которые располагались в торце у кабины машиниста.

Производил их также Мытищинский машиностроительный завод. Удалось облегчить состав до 31,5 тонны, а максимальная скорость была увеличена до 90 км/ч. Примечательно, что проёмы автоматических дверей вагонов были расположены несимметрично. Это не позволяло эксплуатировать их на станциях закрытого типа. Тем не менее город получил 63 таких состава. Курсировали они по красной ветке до 2015 года.

Эксклюзив для Северной столицы

Следующим поколением стали вагоны типа «Ем», который производил всё также ММЗ, но уже совместно с Ленинградским вагоностроительным заводом им. Егорова. Выпускали их с 1966-го по 1980 год.

Вагоны типа «Ем».
Вагоны типа «Ем». Фото: Commons.wikimedia.org

Составы стали ещё легче. По сути, это была модернизированная версия вагонов типа «Е», но уже с симметричным расположением дверных проёмов. Разработали их специально для Ленинградского метрополитена из-за вводившихся в строй новых станций закрытого типа «горизонтальный лифт». Инженеры удлинили кузов до 18,8 тыс. мм, число сидячих мест увеличили до 42. Изменения коснулись и интерьера – на смену морально устаревшему линкрусту, который не соответствовал требованиям пожарной безопасности, в отделке салона стали использовать слоистый пластик.

Петербургский метрополитен получил 300 вагонов типа «Ем». Обслуживали они Невско-Василеостровскую линию, а затем и Кировско-Выборгскую, заменив вагоны типов «Г» и «Д».

Вагоны моделей 81-717 и 81-714 стали следующим этапом для подвижного состава метрополитена Петербурга. Поезда были оснащены современным оборудованием, которое позволило экономить большое количество электроэнергии, новым пультом управления и более мощными тяговыми электродвигателями. Салон отделывался трудногорючим слоистым пластиком с алюминиевыми элементами.

Модели 81-717 и 81-714 стали самыми массовыми отечественными вагонами. В общей сложности было произведено более 7,5 тыс. единиц. Их выпускали более 37 лет, с 1977-го 2014 год. Они даже заслужили народные название – «номерной» и «полосатик». До 2015 года на балансе городской «подземки» находились более тысячи вагонов моделей 81-717(714) и последующих моделей 540(541). Курсировали они по 2-й, 4-й и 5-й линиям.

Цифровизация метро

В 2007 году началась новая эра современных вагонов метрополитена – на ЗАО «Вагонмаш» начали разрабатывать составы проекта «НеВа» с асинхронным тяговым приводом и новым кузовом облегчённого типа. Первый вагон выпустили в 2011 году.

Составы проекта «НеВа».
Составы проекта «НеВа». Фото: Commons.wikimedia.org

В обшивке кузова использовали алюминиевые материалы, что позволило существенно снизить вес вагонов и воздействие на рельсовый путь. Впервые была использована тележка с пневмоподвешиванием и жёсткое сцепное устройство. Салоны оснастили принудительной системой вентиляции, цифровой информационной системой «бегущая строка» и камерами видеонаблюдения. Кабина машиниста стала просторнее, улучшилась обзорность за счёт единого лобового остекления.

Всего было произведено 90 таких вагонов. Их выпуск приурочили к открытию новых станций на Невско-Василеостровской линии, по которой они до сих пор курсируют.

В 2014 году АО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» разработал вагон проекта «Юбилейный» (модель 81-722/723/724). Помимо разработок предыдущих поколений, составы были оборудованы современной микропроцессорной системой управления. В качестве материала обшивки кузова впервые использовали нержавеющую сталь.

Город получил 66 таких составов. Курсируют вагоны «Юбилейный» и по сей день по Московско-Петроградской и Невско-Василеостровской линиям.

В 2016 году выпустили вагоны модели 81-722.1/723.1/724.1. Их отличительной особенностью стал внешний вид – впервые в Петербурге появились составы, окрашенные в яркий малиново-красный оттенок с серыми вставками и белыми полосами. В вагонах использовали новую модификацию электропривода для створок автоматических дверей вместо пневматических цилиндров – двери были оборудованы системой «противозажатия» пассажиров. На так называемой маске головного вагона вместо вытянутых стоек светодиодных красных огней появились круглые фонари по аналогии с вагонами проекта «НеВа».

Всего было выпущено 216 вагонов. Встретить их можно на Кировско-Выборгской линии.

В 2017 году в Петербург поступили новые вагоны модели 81-722.3/723.3/724.3. Их производили для Невско-Василеостровской линии и выкрасили в яркий зелёно-серый цвет с чёрной вставкой на торце кабины машиниста. Внутренние двери окрасили в зелёный, а синюю обшивку сидений украсили орнаментом.

Последнее на сегодня поколение подвижного состава петербургского метро – это современные вагоны «Балтиец», которые производит Трансмашхолдинг совместно с Октябрьским электровагоноремонтным заводом. В ближайшие 10 лет городская «подземка» получит почти тысячу таких поездов. Первые вагоны начали курсировать по красной ветке в ноябре 2022-го. «Балтиец» заменит почти половину всего подвижного состава метро Петербурга.

Современные вагоны «Балтиец»
Современные вагоны «Балтиец». Фото: Commons.wikimedia.org/ Григорий Тимченко

Поезд имеет более просторные вагоны и вмещает почти 1500 человек. В нём более широкие двери, удобные сиденья, специальные места для маломобильных граждан, системы информирования, шумоизоляции, вентиляции и обеззараживания воздуха. Отдельное внимание инженеры уделили автоведению и беспилотности состава. Сегодня благодаря этим разработкам машинисты выполняют скорее функцию диспетчеров или операторов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах