Строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Санкт-Петербургом и Москвой обещает стать не только важным транспортным проектом, но и драйвером экономического роста и технологического развития, заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков в интервью ТАСС. Проект, стартовавший в марте 2024 года, уже вовлекает десятки петербургских предприятий и обещает городу значительные выгоды.
ВСМ сократит время в пути между двумя столицами до 2,5 часов благодаря поездам, развивающим скорость до 400 км/ч. Это приведет к четырехкратному увеличению пассажиропотока и высвободит существующие пути Октябрьской железной дороги для перевозки грузов — до 74 млн тонн ежегодно. По словам Полякова, за период строительства и первые 20 лет эксплуатации прирост внутреннего регионального продукта (ВРП) Санкт-Петербурга превысит 2 трлн рублей, а бюджет города получит более 250 млрд рублей налоговых поступлений.
Проект также знаменует технологический прорыв для России. Впервые будут применены безбалластное строение пути, контактная сеть КС-400, высокоточная система координат и искусственные сооружения, разработанные специально для высокоскоростного движения. Создание первого отечественного высокоскоростного поезда включает использование искусственного интеллекта, энергоэффективных решений и новых материалов, в чем участвуют более 15 регионов страны.
«Это национальный проект, который выведет Россию на новый уровень транспортной инфраструктуры», — отметил Поляков.
Санкт-Петербург активно участвует в реализации ВСМ: в 2024 году город вложил 10 млрд рублей в уставный капитал компании-концессионера, а в ближайшие два года планирует добавить еще 20 млрд. Проектирование объектов улично-дорожной сети уже идет, а строительство участка от Московского вокзала до станции Обухово-2 начнется после одобрения Главгосэкспертизы в этом году. Терминал ВСМ на Московском вокзале интегрирует исторические склады Кокорева, сохраняя культурное наследие города, а часть зданий, таких как дома Фарфоровского поста, будет аккуратно перемещена.
Экономический эффект дополнит рост туризма и развитие недвижимости — до 3,9 млн «квадратов» новых объектов в регионах вдоль трассы. Петербургские предприятия, включая компании из групп «Синара» и ТМХ, участвуют в производстве подвижного состава, контактных сетей и высокотехнологичных компонентов, что укрепляет промышленный потенциал города.