В Петербурге приступают к строительству первого за 60 лет разводного моста через Неву, названного Большим Смоленским. Возможно, переправа будет носить имя Ольги Берггольц, и это станет своеобразным компромиссом с общественностью: ведь ради постройки моста придётся снести несколько зданий, в том числе и школу, в которой Берггольц училась.
Планировали с прошлого века
Планы строительства разводного моста через Неву, который соединил бы Красногвардейский и Невский районы, существовали ещё с 1948 года. Однако с 1965 года, когда был сдан в эксплуатацию мост Александра Невского, в Петербурге разводных путепроводов не строили. Поэтому решение всё-таки возвести Большой Смоленский мост – это своеобразный вызов и проектировщикам, и будущим инженерам.
Предполагается, что мост будет длиной 1,6 километра, шириной в 38 метров. Его установят на 10 опорах, высота центральной части над уровнем воды в Неве будет составлять в сведённом виде 15 метров, а ширина пролёта, предназначенного для прохода судов, – 60 метров. Проектом предусмотрены шесть полос движения, трамвайные пути, пешеходная и велосипедная дорожки. Мост соединит берега Невы между Володарским мостом и мостом Александра Невского. К улично-дорожной сети мост подключат через развязки на проспекте Обуховской Обороны, Октябрьской набережной, пересечении Дальневосточного проспекта с улицей Коллонтай и Союзным проспектом. Как сообщает пресс-служба Красногвардейского района, новая переправа существенно разгрузит автотрафик, улучшив транспортное сообщение для 800 тысяч человек.
Перенести здание?
Практически все работы будут разделены на два больших этапа – непосредственно строительство моста и подготовка территории под застройку. Кто будет возводить переправу – пока неясно, а вот компания, которая займётся подготовительными работами, была определена в конце января, на подготовку территории планируется потратить порядка 2,6 миллиарда рублей. Размер суммы связан с тем, что в рамках реализации проекта предстоит снести 8 зданий на проспекте Обуховской Обороны. В том числе жилые дома (людям надо будет предоставить адекватную замену квартир), а также здание 177-й трудовой школы (сейчас это лицей № 329), в которой училась поэтесса Ольга Берггольц. Объект не имеет охранного статуса, но свой след в истории города у него есть.
Поэтому неудивительно, что именно за сохранение этого здания выступают градозащитники. В частности, они предлагали передвинуть здание бывшей школы на 15–20 метров – по аналогии с недавно реализованным проектом на Чёрной речке, где удалось целиком перенести историческое здание. В этом случае дом, связанный с символом стойкости Ленинградской блокады, был бы выведен из зоны строительства нового моста и сохранён. Однако власти отказались.
«Учитывая высокую социальную значимость реализации строительства объекта [моста], внесение изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, нецелесообразно и приведёт к срыву плановых сроков строительства», – официально сообщил на прошлой неделе вице-губернатор Петербурга Николай Линченко. В качестве своеобразного компромисса рассматривается возможность присвоения мосту имени Ольги Берггольц.
«Предлагаемое решение позволит не допустить утери памяти о месте, которое связано с именем нашей великой соотечественницы», – считает автор предложения, депутат ЗакСа Петербурга Михаил Амосов.
Работы по подготовке территорий к застройке должны быть завершены к концу октября 2026 года. А сам мост предполагается открыть к 2032 году.