Примерное время чтения: 8 минут
776

Смена игроков. Петербург переходит на новую схему обращения с отходами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Аргументы и факты - Петербург 08/12/2021
У фирмы есть собственный парк специализированной техники: от юрких машин-уборщиков до больших автопрессов.
У фирмы есть собственный парк специализированной техники: от юрких машин-уборщиков до больших автопрессов. Из личного архива

С 1 января в Петербурге убирать и утилизировать мусор будут по-новому. Северная столица переходит на новые правила обращения с отходами. Город ждет появление современных комплексов по переработке ТКО (твердых коммунальных отходов) и плавный переход на раздельный сбор мусора. Пока же идет этап отбора подрядчиков, в частности, определен региональный оператор, а также фирмы, которые будут вывозить отходы.

Новые правила

Мусорная реформа – общероссийская история. По всей стране, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, она началась еще в 2019 году. Суть изменений в том, что в каждом субъекте РФ выбирается региональный оператор, который принимает на себя весь цикл обращения с ТКО: сбор, транспортировку, обработку, обезвреживание, утилизацию и размещение. Это необходимо для наведения порядка в этой сфере: ни для кого не секрет, что немалая часть собранного у граждан мусора оседает на нелегальных свалках, многие действующие полигоны устарели и неблагоприятно влияют на окружающую среду, да и доля перерабатываемого мусора в стране крайне невелика. Все эти проблемы планируется решить в ходе реформы.

Выбор регоператора – это первый реальный шаг к переходу на новые правила обращения с отходами. Главная задача реформирования отрасли – обеспечение принципиально новой системы: если раньше услуга по вывозу мусора была отнесена к разряду жилищных, то теперь становится коммунальной и будет оказываться по единым стандартам и правилам, – пояснили в комитете по природопользованию Петербурга. Это значит, что если раньше управляющие компании города сами заключали контракты с перевозчиками на вывоз мусора с контейнерных площадок, то теперь «головой» будет регоператор: он станет договариваться с УК, транспортными компаниями, полигонами и перерабатывающими предприятиями. В начале сентября комитет по природопользованию заключил 10-летний контракт с компанией «Невский экологический оператор» (создана в январе 2021 года при участии Смольного, администрации Ленобласти, «Интер РАО» и ВТБ. – Прим. ред.), которая и станет тем мощным игроком, который призван изменить систему сбора и утилизации мусора в городе на Неве.

Запуск комплексов переработки и складирования отходов позволит наладить эффективную систему раздельного сбора твердых коммунальных отходов.
Запуск комплексов переработки и складирования отходов позволит наладить эффективную систему раздельного сбора твердых коммунальных отходов. Фото: Из личного архива

Новые имена

Сейчас «НЭО» проходит этап заключения контрактов. В ноябре прошли торги по выбору подрядчиков на транспортировку отходов по разным территориям. В итоге обслуживающие организации сменились почти в половине районов города, что стало неожиданным «сюрпризом» для прежних перевозчиков. Например, «Автопарк № 6 Спецтранс» упустил годичный контракт на 3,6 млрд рублей, включавший Выборгский, Калининский, Красногвардейский, Петроградский, Приморский районы, часть Центрального (МО «Дворцовый округ», МО «Лиговка-Ямская», МО «Смольнинское») и правый берег Невского. Причиной отклонения заявки компании на участие в аукционе стало то, что «Автопарк № 6» не предоставил согласие общего собрания акционеров, хотя это было необходимо для крупного контракта, превышающего размер активов.

Теперь на эту территорию придет ООО «Эко Лэнд», которое ранее не было задействовано на таких больших объемах. По условиям контракта, компании предстоит за год вывезти с этой территории 6 млн кубометров ТКО. Это серьезная задача: по опыту многих других регионов переход на новую систему обращения с отходами начинался с мусорных коллапсов именно из-за того, что подрядчики не справлялись с работой. Не повторится ли эта история в Петербурге?

По данным из открытых источников, компания «Эко Лэнд» не новичок в отрасли и давно оказывает услуги по уборке, вывозу и сортировке мусора в Петербурге и Ленобласти. У фирмы есть собственный парк специализированной техники от юрких машин-уборщиков, так называемых «пухтовозов», которые могут проехать даже по самым узким улицам, до больших автопрессов. Кроме того, оборудованы и действуют две линии сортировки отходов мощностью 200 тыс. тонн в год. На мусоросортировке в «Эко Лэнде» отбираются ПЭТ-бутылки, алюминиевые банки, макулатура, картон, стекло, различные виды пакетов и пленок, а также черный металл, – все то, что может снова послужить человеку. В компании говорят, что отправляют на вторпереработку две трети собранных ТКО – это высокий показатель и это то, к чему в принципе стремится мусорная реформа. В связке с «Эко Лэнд» работает вторая компания, принадлежащая тем же собственникам, – ООО «Экоплант», которая имеет собственный полигон и, помимо ТКО, принимает отходы производства, грунт и строительные отходы.

«Уверен, никаких проблем не возникнет. Нам хватит и сил, и мощности, и опыта. Мы обслуживаем множество объектов, на данный момент вывозим 350 тыс. «кубов» мусора в месяц – все довольны. У нас более 100 единиц своей техники и заказано еще 14 машин. Также мы достигли соглашения с субподрядчиками, так что мы не подведем ни регоператора, ни город», – отметил учредитель ООО «Эко Лэнд» Денис Зубехин.

В разговоре с корреспондентом «АиФ» владелец компании также гарантировал, что ТКО будут вывозиться согласно графику, а контейнерные площадки оснастят дополнительными баками для вторсырья, чтобы жители могли сортировать мусор. Старые поврежденные контейнеры, оставшиеся от предыдущих подрядчиков, заменят на новые. После получения контракта количество сотрудников компании увеличится примерно до 400 человек.

Помимо «Эко Лэнда» подряды «Невского экологического оператора» выиграл «Автопарк № 1 Спецтранс», которому досталась территория Адмиралтейского, Василеостровского, Кировского, Красносельского, Московского и Фрунзенского районов, а также неохваченная «Эко Лэндом» часть Центрального, Пушкинский, часть Невского (МО Ивановский, МО Невская застава, МО Обуховский, МО Рыбацкое) и Колпинский районы по конкурсу отошли к ООО «Ресурс АТЭ».

Мусор собирается и прессуется.
Мусор собирается и прессуется. Фото: Из личного архива

Избежать проблем

Собранный в городе мусор подрядчики, как и раньше, будут направлять на действующие свалки и полигоны. На этом этапе «Невскому экологическому оператору» важно обеспечить своевременный вывоз ТКО с контейнерных площадок. Но впоследствии НЭО должен будет построить современные комплексы (КПО), где будут перерабатываться и складироваться отходы. Пока в компании говорят о перспективах модернизации существующего завода МПБО, который расположен на Волхонском шоссе. Для других объектов будут определены участки, этот вопрос сейчас тоже решается. Площадки могут быть выделены в разных районах Ленобласти. Например, один из комплексов может быть построен около поселка Тракторное в Приозерском районе, другой – возле Шаглино в Гатчинском, еще по одному – близ деревень Кути в Волховском районе и возле Мги в Кировском. Когда вопрос с участками решится, НЭО предстоит пройти весь цикл проектирования и согласования новых объектов, в том числе общественные слушания.

«Запуск КПО позволит наладить эффективную систему раздельного сбора твердых коммунальных отходов с тем, чтобы ежегодно увеличивать долю фракций, пригодных для возвращения в экономику, как вторичный материальный ресурс, а также реализовать ряд инфраструктурных проектов, которые позволят повысить эффективность системы обращения с ТКО в Санкт-Петербурге», – отмечают в правительстве города.

В ближайшее время «Невский экологический оператор» должен предоставить в Смольный необходимые документы для расчета тарифа на оплату жильцами услуг, связанных с ТКО. Сортировать мусор горожан пока не обязывают. Возможно, в перспективе сознательных граждан, которые добровольно перейдут на такое обращение с отходами, стимулируют пониженными тарифами на оплату услуг регоператора. Но все эти моменты городу еще предстоят. Пока же задача – сделать переход к новой системе максимально гладким и незаметным для потребителя.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах